Елена Сорокина
Малыши в детском саду «Волгарик» с пеленок изучают физику и могут по-научному определить, откуда дует ветер.
Снаружи ульяновский детский сад «Волгарик» напоминает обычную школу: типовое четырехэтажное здание и просторная прилегающая территория. И это действительно школа, только бывшая. В 2012 году классы стали игровыми и спальными комнатами для самых маленьких жителей Ульяновска. Но детсад № 186 отличается от других не только внешне. Это одно из немногих (в регионе их единицы) дошкольных учреждений, где в образовательную программу внедряют ТРИЗ-технологии — теорию решения изобретательских задач.

– Приведу простой пример, — рассказывает заведующая детским садом «Волгарик» Ирина Гуткович. — Возьмем вот эту вазу на моем столе. Воспитатель обычного детского сада, скорее всего, задаст насчет нее ребенку вопрос «Какая это ваза?». Малыш на это ответит «красная», «большая» или что-нибудь в этом роде. Мы же задаем конкретные вопросы: «Какая эта ваза по цвету? По форме? По материалу?» и так далее. Ведь критериев может быть около 20. Благодаря этому воспитанники дадут конкретный ответ. Таким образом, мы учим детей выстраивать логическую цепочку. Другие приемы помогают делать прогнозы, отстаивать свою точку зрения, отвечать оригинально на банальные вопросы.

Нестандартному мышлению в «Волгарике» сегодня учатся свыше 300 юных ульяновцев. Распорядок дня у них ничем не отличается от воспитанников других детсадов. Ирина Гуткович проводит небольшую экскурсию по зданию. Стандартные группы со спальнями, уголками для игр и обеденной зоной, среди игрушек — куклы, машинки, конструкторы.

Гуткович еще раз подчеркивает, что ТРИЗ-технологии, которые в середине прошлого года разработал ученый и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер, педагоги Ульяновска добавили к базовой программе «Детство», действующей сегодня по всей России.

На занятиях в «Волгарике» дети сочиняют собственные сказки, рифмуют стихи, составляют целые рассказы и даже разрабатывают собственные проекты, которые потом, как и взрослые, защищают на специальных конференциях. Воспитанники ульяновского «детского сада будущего» уже с юных лет способны объяснить, почему самолет может летать, как птица, а пингвины и белые медведи живут на разных полюсах. Могут они ответить и на те вопросы, которые некоторых взрослых поставят в тупик.

Отдельная гордость руководства «Волгарика» — собственная лаборатория физики, химии и природоведения. Для наглядного изучения ботаники есть зимний сад, а в планах на будущее — создать метеоплощадку и открыть музей физической игрушки. Последний появится в саду № 186 к 1 сентября. Экспонатами станут результаты проектной деятельности малышей — модели игрушек.

– ТРИЗ-технологии, внедренные в дошкольное образование, гарантируют развитие интеллекта и мышления. В своей работе мы уделяем внимание сразу трем направлениям: подготовке кадров — воспитатели должны не просто иметь педагогическое образовании, но и уметь работать по ТРИЗ-технологиям; непосредственно работе с детьми, а также работе с родителями. Раз в квартал стараемся проводить открытые уроки, демонстрируем мамам и папам игры, методики, техники, которые они могут применять в домашних условиях, — поясняет Ирина Гуткович.

Кадровый вопрос — один из самых важных, рассказывает заведующая детским садом «Волгарик». По ее словам, сегодня Ульяновск можно смело назвать основной российской базой по ТРИЗ-педагогике. В марте этого года на базе местного детсада № 186 проходили стажировку воспитатели из 16 регионов страны, а также пара педагогов из ближнего зарубежья. У «Волгарика» есть собственный научный руководитель — Татьяна Сидорчук. Именно она координирует внедрение ТРИЗ в программу для самых маленьких.

Инициативы руководства и воспитателей детского сада поддерживают и в местном Институте повышения квалификации работников образования. На его базе специально создали стажировочную площадку для слушателей.

– Такой подход действительно дает результат: дети умеют рассуждать, нестандартно мыслить, у них появляются навыки диалогового общения, — пояснила корреспонденту «Русской планеты» ректор ИПКПРО, кандидат педагогических наук Татьяна Есенкова. — Эта технология не просто перспективна, это технология будущего! И ее нужно внедрять не только в детских садах, но и в школах, чтобы была преемственность.

В региональном педагогическом университете среди других методик ТРИЗ-технологию отдельно не выделяют. По словам заведующей кафедрой дошкольной педагогики Ларисы Захаровой, сегодня существует много различных подходов и программ, которые на равных имеют право быть использованными для развития детей.

– Отдельного предмета по ТРИЗ-технологиям у нас нет, но мы используем различные элементы этой теории. Конечно, если после окончания вуза молодой специалист решит идти работать воспитателем в детский сад, где активно внедряют ТРИЗ-технологии, ему нужно будет пройти более углубленное и комплексное обучение, — констатирует заведующая кафедрой УлГПУ.

Родители к таким новшествах относятся по-разному. Ирина Гуткович комментирует это так: самое главное, чтобы взрослые были заинтересованы в развитии ребенка, а не только в том, чтобы пристроить его на время рабочего дня. Мама двух сыновей Ольга Коннова сказала РП, что с радостью отдала бы своих мальчиков в такое дошкольное учреждение.

– В этом возрасте ребенок впитывает все, как губка, но при этом умеет фильтровать информацию. А уж если ее доступно преподносить — показывать опыты, играть, то все будет еще лучше усваиваться. Моему старшему сыну 3 года, и ему очень нравится проектировать! Главное, чтобы все было адаптировано под возраст.

«Волгарик» не останавливается в развитии. Совместно с сотрудниками Института повышения квалификации работников образования здесь рассматривают вопросы адаптации и внедрения ТРИЗ не только в стандартные программы, но и методику обучения детей в коррекционных группах. Их в детском саду сегодня две, в них обучаются 17 детей с различными отклонениями физического здоровья. Большая часть — колясочники.

– Мы — учреждение дошкольного образования. Поэтому наша основная функция не социальную услугу оказать, а дать образование детям, помочь в их социализации, — подчеркивает Ирина Гуткович.

Ежедневно с малышами работают не только воспитатели, их по трое на группу, но и логопеды, инструкторы ЛФК (в детсаду есть собственный бассейн), психологи.

– Ребенок, не имеющий каких-либо проблем со здоровьем, может, например, наклеить картинку так, как того просит воспитатель. А с этими детками может пройти месяц-два-три, но результата мы все равно добьемся, и это большое достижение.