В 2014 году исполняется 155 лет с начала действия первой Симбирской пристани. Отправной точкой Симбирской гавани считается 1859 год.
Крупнейшая река европейской России Волга всегда была важнейшей транспортной магистралью государства. История Волжского пароходства начинается с 1843 года. Первое судно с паровой машиной было построено в 1815 году шотландцем Карлом Бердом. Считается, что пароходом судно стало называться с подачи адмирала Петра Ивановича Рикорда из Торопца. Речное чудо техники население встретило неоднозначно, оно называло его бесовщиной. Наступил двадцатилетний период затишья, и только в 1843 году речное пароходство было возрождено. На этот раз на великой реке Волге. Первый рейс первого парохода «Волга» с баржей, груженной зерном, был совершен из Самары в Рыбинск в 1846 году. Так началась эра волжского пароходства. Кстати, основная сборка судов из голландских и английских частей производилась недалеко от Симбирска, в Криушинском затоне.
С появлением пароходов в Криушинском затоне «Пароходное общество по Волге» построило крупную пристань для зимовки судов, огромные складские помещения, службы по ремонту и строительству пароходов, двигатели для которых привозили из-за рубежа. Работники этого предприятия получали по тем временам очень высокие зарплаты. Криушинский затон славился на всю Волгу как прекрасная зимняя стоянка пароходов, но с течением времени затон стал мелеть, поэтому в 1888 году пришлось от него отказаться. Ровно через 100 лет, в 1987 году, в Криушах был построен новый судоремонтный завод. Сегодня он может строить суда грузоподъемностью до 4 тысяч тонн и длиной до 120 метров.
Появление на Волге речного «чуда техники» население вновь встретило с осторожностью, а многие и с ненавистью, особенно бурлаки, которые потеряли свою работу. Только на Волге их было около 600 тысяч человек.
Первые пристани в Симбирске были основаны пароходными товариществами «Самолет» и «По Волге» в 1859 году. Располагались они в Успенской слободе в районе церкви Святого Петра и Павла. В 1862 году появилась пристань общества «Кавказ и Меркурий», в 1866 году – пристань общества «Дружина» и «Камско-Волжского общества». Слово «пристань» исконно русское, произошло от глагола «пристать», оно является синонимом слов порт и гавань.
Единственный путь, чтобы добраться из города к волжским пристаням, был Петропавловский спуск, который был построен по рекомендации императора Николая I. Об одной из старейших пристаней (перевозной) писал Сергей Тимофеевич Аксаков в своей книге «Детские годы Багрова-внука». В те времена лестниц на спусках к пристаням не было, и люди с большим трудом, особенно в грязную погоду, поднимались от пристани в город.
В своей книге Аксаков писал: «Даже в сухое время считали его (спуск, подъем) более затруднительным, чем самую переправу через Волгу; во время же грязи для тяжелого экипажа это было препятствие, к преодолению которого требовались неимоверные усилия; это был подвиг, даже небезопасный».
Постепенно почти весь симбирский берег был усеян пристанями. Так, в 1913 году между Завьяловским (ныне Пролетарским) и Смоленским спусками располагалось 15 пристаней: для выгрузки леса и дров; для торговли хлебом; общего бесплатного пользования; пароходная пристань Волго-Бугульминской железной дороги; место для сдачи в аренду под пароходные пристани; городская перевозная пристань; пароходные пристани обществ «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Русь», «По Волге», «Дружба», купеческого общества, Восточного общества; пристань для выгрузки строевого леса с плотов и дров из барж; для выгрузки строевого леса.
Несмотря на то, что Симбирск был окружен лесами, к середине XIX века город стал испытывать нехватку собственного строевого леса: все стоящие леса в окрестностях были вырублены. Возить лес из Симбирской губернии было тяжело и невыгодно. Поэтому-то симбиряне стали покупать сплавной лес, и одной из основных стала пристань для выгрузки строевого леса.
В советский период, когда город стал именоваться Ульяновском, основной вехой речного судоходства был конец 1950-х годов. Тогда была построена Куйбышевская ГЭС и было образовано Куйбышевское водохранилище, которое сравнивали с морем, ведь расстояние между берегами в некоторых местах было более 30 км. В 1952 году началось строительство нового волжского речного порта, открытие которого состоялось в 1957 году.
Ульяновская гавань имела волнозащитную дамбу – 600-метровую вертикальную грузовую стенку с невиданными доселе девятью портальными кранами грузоподъемностью в 5 и 10 тонн и множество огромных грузовых складов. Активно стала развиваться ульяновская пассажирская перевозка людей. Вот некоторые цифры: за 1958 год было перевезено 173 тысячи человек; 1968 год – 576 тысяч, 1978 год – 430 тысяч, 1988 год – 499 тысяч, 1998 год – 499 тысяч пассажиров. На линии Казань – Ульяновск – Куйбышев (Самара) появились новые электроходы: «Белоруссия», «Грузия», «Карелия» и «Киргизия». Куйбышевское море бороздили шесть «Омиков», которые занимались пригородными перевозками до Ундоров, Мелекесса (Димитровграда), Белого Яра, Тольятти. Триумфом было появление в 1964 году быстроходных крылатых «Метеоров», появились скоростные линии Ульяновск – Казань, Ульяновск – Куйбышев – Балаково, Ульяновск – Нижний Новгород.
Наступил XXI век. Ульяновская речная навигация стала резко падать. Если в советские времена, когда многие стремились попасть на родину Ленина, в Ульяновск на теплоходах прибывало почти 670 тысяч гостей и туристов за сезон, то в 2008 году их число упало до 25 тысяч в год.
Светлана Костина
447
Про период до 2000 годов нормально, а наше время че-то как-то слабо освещено.
Про 1,5 пассажирских теплохода на всю область, про метеоры, 20 лет стоящие на приколе, про тонущие баржи с серой и гипсом, про забор на набережной, речной вокзал без рейсов и пассажиров?
Про стройматериалы и зарплату матросов в 6-9 тыс. что не написали?