В последнюю неделю мая министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области подводит предварительные итоги посевной кампании. «Есть все основания полагать, что план будет перевыполнен, поскольку яровой сев проведен вовремя. Останется только отметить наградами передовые хозяйства», – сообщила ведущий консультант департамента производства, переработки сельскохозяйственной продукции и торговли министерства сельского хозяйства региона Ольга Церковнова.
«В целом по области яровой сев произведен на площади более чем 625 тысяч гектаров, что составляет 100% от плана, – пояснила Ольга Церковнова. – Барышский, Сенгилеевский, Новомалыклинский, Ульяновский, Сурский и Тереньгульский районы уже завершили сев. Остальные районы плановые показатели выполнили, но продолжают сев поздних культур – проса, кукурузы, гречихи и подсолнечника».
Сертификация семеноводческих хозяйств
Особое внимание уделено в этом году хозяйствам, выступающим в роли семеноводческих. С 2014 года предприятия, входящие в реестр семеноводческих хозяйств, будут получать сертификаты от ФГБУ «Россельхозцентр». Одним из первых аттестацию на соответствие прошло крестьянско-фермерское хозяйство Александра Дементьева из Кузоватовского района, куда направились представители «Россельхозцентра» и регионального минсельлесхоза.
«Об обновлении реестра семеноводческих хозяйств мы говорим давно, но только сейчас получено положение и все сопроводительные документы о правилах проведения сертификации и аттестации таких предприятий, – говорит заместитель руководителя ФГБУ «Россельхозцентр» по Ульяновской области Валентин Захаров. – На территории МО «Кузоватовский район» действуют 29 сельскохозяйственных предприятий, но именно КФХ «Дементьев» было рекомендовано администрацией района как потенциальное семеноводческое хозяйство, где возможно воспроизводство семян высшей репродукции».
В составе комиссии специалисты ознакомились с хозяйством, по-бывали на полях и складах растениеводческого предприятия, оценили техническую базу, темпы развития и потенциальные возможности КФХ и сделали выводы.
«Хозяйством закуплено новое сортировочное оборудование, зерноочистительные машины Petkus, применяются средства защиты растений, вносятся удобрения, соблюдаются технологии выращивания, есть квалифицированные агрономы, – поясняет Валентин Захаров. – Здесь плотно работают с сельхозинститутом, серьезно занимаются гибридами подсолнечника, выращивают 36 видов, имеют свой экспериментально-опытный участок. Это хозяйство будет однозначно сертифицировано».
Сертификация семеноводческих хозяйств необходима для сельхозпроизводителей, чтобы обезопасить растениеводческие предприятия от некачественного товара, а как следствие, потери средств и времени. «Не секрет, что уже в этом году появились подделки сертификатов на семена, – поясняет Валентин Захаров. – Есть обычное продовольственное зерно, а есть семенной материал, который ровно в 3 раза дороже. Поэтому поле деятельности для нечистоплотных сельхозпроизводителей здесь велико. Аттестация и последующая сертификация хозяйства свидетельствует о том, что выращенный им семенной материал принесет пользу».
КФХ Дементьев А.И.
В начале 2000-х годов в селе Баевка Кузоватовского района картина была стандартная: бывший полуразвалившийся колхоз доживал свое, увязнув в долгах и кредитах, с нулевой производительностью. Задолженность предприятия по зарплате исчислялась не в рублях, а в годах и составляла 12 лет. Сельские мужики за это время работать разучились, и особого желания к труду у них уже не было. Пока не пришел Дементьев и не заставил работать.
«Александр Иванович был тогда депутатом райсовета и возглавлял КФХ в своем родном селе Кузоватово. Его хозяйство, пусть с минимальным набором техники, но уже показывало положительные результаты, – рассказывает глава администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Александр Вильчик. -Вот на этом месте, где сейчас стоит добротное административное здание, была покосившаяся бытовка. Собрались жители и жаловались, говорят, и зарплату хорошую хотим, и делать ничего не будем. Я им тогда сказал, если работать не хотите, не будет у вас ничего: ни дорог, ни газа, ни развития. Народ проголосовал тогда за нового руководителя, и за 8 лет Александру Ивановичу удалось поднять это хозяйство».
В наследство от прежнего руководителя Дементьев получил тяжелое хозяйство. Ему пришлось пройти сложный путь становления. Была и ликвидация задолженности по зарплате по исполнительным листам, арест счетов, нехватка финансирования, слабое кредитование и отсутствие рабочей техники. При этом необходимо было показать рост предприятия, чтобы оправдать надежды поверивших в него людей.
«Сегодня мы имеем ведущего сельхозтоваропроизводителя в районе, – продолжает Александр Вильчик. – Даже СПК «Свияга», которое постоянно занимает у нас лидирующие места, в прошлом году показало урожай на 2 центнера с гектара ниже. Все это благодаря его настойчивости и трудолюбию.
Общая площадь обрабатываемых земель превышает 7 тысяч га. А начинал Александр Иванович всего со 100 гектаров. Ежегодно в оборот вводятся все больше пустующих земель. Одному освоить такие объемы не под силу. Вместе с Дементьевым на полях трудится дружный, слаженный коллектив из сельчан, желающих работать и получать достойную оплату.
Кадры решают все
Работу у Дементьева может получить не каждый – «воздух пинать» здесь не получится. Трудятся только лучшие специалисты со всех близлежащих сел. Постоянных – 25, в сезон – до 50 человек. Работников на предприятие доставляет служебный автобус. Вечером развозит обратно. В административном здании организована столовая. Полноценный домашний обед стоит 20 рублей, а ужин – 15. В меню и котлеты, и пельмени, и голубцы. Своих механизаторов глава КФХ балует курортными путевками, оплачивая 90% от стоимости поездки на 14 дней. Долги по зарплате забыты, как страшный сон.
«Благодаря тому, что хозяйство успешно развивается, органам власти удается постепенно приводить социальную и инженерную инфраструктуру села в порядок, – говорит Александр Вильчик. – В Ку-зоватове завершили газификацию, вновь асфальтируем внутрипоселковые дороги, в Лесхозе поменяли все электрические коммуникации. При помощи Александра Ивановича построили в Кузоватове храм, и теперь прихожане молятся за погоду и хороший урожай. Практически вся прибыль вкладывается в развитие хозяйства и села».
КФХ развивается в ногу со временем. В производстве используются только передовые технологии. На предприятии исключено воровство – везде установлены камеры видеонаблюдения, но скорее как психологический фактор, поскольку несознательных работников в хозяйстве не осталось – все нацелены на общий результат.
«Большую работу Александр Дементьев проводит как депутат, – поясняет глава района. – Он выслушивает проблемы жителей, доводит до нас, и мы уже совместно их решаем».
Пока средний возраст работников хозяйства 45 лет. Молодежи мало. Удержать молодого специалиста достаточно сложно, признается глава КФХ. Необходимо вырастить собственные кадры. В связи с этим рассматривается вопрос о целевом направлении выпускников школы в Ульяновскую сельскохозяйственную академию им. П. Столыпина.
«Администрация района совместно с главой хозяйства готова платить нашим детям именную стипендию до 4 тысяч рублей в месяц в течение всего периода обучения их в вузе, -говорит Александр Вильчик. – Но и у выпускника будет обязательство перед предприятием и своим селом. Сегодня востребованы инженеры, агрономы, экономисты. Если упустить этот момент сейчас, через 5 лет из города в село никто не приедет».
Производство
Основная культура растениеводческого предприятия -пшеница. За ней – подсолнечник, ячмень и овес. В прошлом году урожайность составила до 40 центнеров с гектара.
«Много вносим удобрений, и простых, и сложных. Работаем с химией, – поясняет глава КФХ Александр Дементьев. – На все это уходит до 15 млн рублей в год.
В этом году мы закупили 5 комбайнов на кредит Сбербанка, теперь у нас их восемь. В дополнение к ним приобрели восемь отечественных культиваторов и пресс-подборщик. Стараемся работать на российской технике – ее без особого труда можно отремонтировать. К тому же мы привлекаем на работу больше механизаторов, давая возможность заработать».
Кроме того, в этом году хозяйством была приобретена борона-мотыга, которую использовали для обработки почвы под озимые посевы рыжика на 180 га. «Рыжик мне нравится, – продолжает Дементьев. – Стеной стоит. Зерна закупили в Пензе. Посеяли с удобрениями. Весной подкормили. Урожай в Пензу реализуем, еще и семена первой репродукции свои останутся».
Рыжик – культура масленичная. Хорошо борется с сорняками на поле. Масло рыжика в основном используется для технических потребностей в мыловаренной и лакокрасочной промышленности. Подходит для производства биодизеля, что предопределяет увеличение спроса. К тому же после рыжика хорошо пойдет озимая пшеница.
«В ближайших планах -закупка и разведение крупного рогатого скота, поскольку растениеводство не может существовать без животноводческой отрасли, – дополняет глава района Александр Вильчик. – Бывают годы, когда цены на зерно формируются низкие, а зерна много. Куда его девать? Хранить 2-3 года опасно. И тут на помощь приходит животноводство. Та же прибыль, только через молоко и мясо. К тому же в нашем районе есть уникальный молокоперерабатывающий завод «Вита», которому не хватает местного сырья. Производительность завода 250 тонн в сутки».
> По образованию Александр Иванович пожарный техник. Когда-то у него даже мысли не возникало, что он будет работать в сельском хозяйстве. «Лет 15 я работал на комбикормовом заводе, потом занимался лесом. Скопил немного денег, вложил в сельское хозяйство, втянулся, один кредит за другим… от 700 тысяч дошло до 32 миллионов, но расплачиваемся, просрочек не допускаем. Вот на кредитах и живем, а иначе никак».
Однако все заемные средства в дело идут. Крышу зернохранилища перекрыли, новую весовую построили, восстанавливается зерноток, от которого только каркас сохранился. Закуплено и вновь смонтировано внутреннее оборудование. Теперь производительность зернотока 60 тонн в час.
«Весы, кстати, когда-то на 80 тонн рабочие были. Мой предшественник их в металлолом сдал, – сетует Александр Иванович. – А всего-навсего нужно было табло поменять. Пришлось больше миллиона за новые отдать».
Домик в деревне
Есть у Александра Ивановича очень простая мечта – построить свой домик в деревне. Простой, деревянный, 6 на 7 или 7 на 8. Удивительно, что с таким отеческим отношением к своему селу и предприятию Дементьев до сих пор живет в квартире. «Года через три построю, не раньше», – размышляет глава КФХ вслух. Много дел еще в хозяйстве, хотя трудные времена, кажется, прошли. «Знаете, какое удовлетворение испытываешь, когда отдаешь человеку зарплату, понимаешь, что эти деньги вложены не напрасно».
Квартира у Дементьева тут же, в поселке. В город не тянет. «Встаю в полпятого, птички поют. Еду, смотрю посевы, как пшеничка проклевывается».
Хочет к отцу в деревню сын Александра Ивановича, военный. «С тобой работать буду, говорит, землей заниматься. Но я его предупреждаю – это очень тяжелый труд».
Тяжелый, но благодатный. Пожалуй, главный на земле.
Святогор Богданов