«Композитная» задача года – изготовить первый центроплан. Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян осмотрел мощности завода «Аэрокомпозит-Ульяновск» и провел на «Авиастаре» совещание, посвященное ходу реализации проекта строительства новейшего среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21.
И тема, и место проведения совещания выбраны неслучайно. Именно на ульяновском предприятии будут производиться верхние и нижние панели кессона крыла, передние и задние лонжероны, дренажные короба, а также верхние и нижние панели центроплана для МС-21. Благодаря композитной продукции лайнер должен стать первым отечественным судном, поставленным на «черное крыло».

Кроме того, в кооперации по созданию МС-21 участвует и «Авиастар-СП». В начале апреля здесь изготовлены первые панели фюзеляжа для опытного образца самолета, которые уже монтируются на Иркутском авиационном заводе. В планах-2014 – изготовление и поставка панелей фюзеляжа и подкилевого отсека для первых самолетов, которые будут проходить летные и статические испытания.

Всего по программе МС-21 «Авиастар» изготавливает компоненты на опытные и в дальнейшем – на серийные самолеты, а также компоненты для стендовых испытаний и сами стенды. За ульяновским заводом закреплены изготовление комплектов панелей на отсеки фюзеляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5; изготовление подкилевого отсека и отсека ВСУ, всех дверей (11 дверей на каждый самолет), хвостового оперения (киль и стабилизатор в сборе с рулями направления и высоты). В части стендовых испытаний «Авиастар» изготавливает по три кессона киля и стабилизатора, четыре стендовые двери, стенды для их испытаний, проводит конструктивно-доводочные, функциональные и ресурсные испытания дверей; плюс – натурные конструкции топливных баков МС-21 для функциональных испытаний.

Примечательно, что «Аэроком-позит-Ульяновск», инвестиционное соглашение о строительстве которого было подписано в 2010 году, открыл первую очередь производства 20 декабря прошлого года, полностью еще не вступил в строй, но работы по производству «черного крыла» идут полным ходом.

По словам президента ЗАО «Аэрокомпозит» Анатолия Гайданского, первую опытную продукцию завод изготовит в июне, а первое серийное крыло для МС-21 будет собрано к концу июля.
Как было заявлено во время осмотра производства, не позже конца августа здесь постараются завершить все пусконаладочные работы, закончить установку оборудования и внутреннюю отделку и официально ввести завод в строй. (Правда, официальная формулировка о сроках позже была максимально смягчена – до конца года.)

На сегодняшний день ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск» (его площадь, кстати, составляет 90 тысяч квадратных метров и он является одним из крупнейших в мире) – единственный в России завод по производству силовых конструкций и агрегатов из композиционных материалов для авиации, создаваемых при помощи инфузионной технологии. Инвестиции в его создание составили порядка пяти миллиардов рублей. В последующем его продукция будет поставляться не только для МС-21, но и в рамках других перспективных программ Объединенной авиастроительной корпорации.

Уникальность ульяновского производства состоит в применяемой инфузионной технологии, существенно удешевляющей процесс изготовления и позволяющей создавать более сложные, по сравнению с автоклавной технологией, конструкции с высокой степенью интегральности за один технологический цикл, а также значительно сократить вес изделия. Производство будет включать полный технологический цикл изготовления: от выкладки вспомогательных материалов до контроля геометрии и покраски. Также в производственный процесс завода войдет сборка отъемной части крыла и центроплана.

«Основная задача предприятия на этот год – изготовить первый центроплан для самолета МС-21. Завод уже приступил к выпуску полноразмерных деталей нового гражданского лайнера, например, уже готовы силовые элементы конструкции крыла. Я с уверенностью могу констатировать, что проделанная подготовительная работа позволит реализовать поставленные перед нами задачи», – подчеркнул Михаил Погосян. На вопрос о наличии каких-либо проблем глава корпорации ответил: «Проблемы? Вопросов, конечно, очень много, потому что мы осваиваем новую, отечественную технологию. Но мы создали очень сильную команду инженеров и разработчиков, я уверен, вместе с поставщиками эта команда решит любые проблемы».

В свою очередь, губернатор Сергей Морозов отметил, что главной проблемой авиастроительной отрасли остается вопрос подготовки кадров.

«Для изменения ситуации мы сегодня не только активно строим жилье для авиастроителей, но и буквально недавно согласовали выделение дополнительного финансирования на возведение дошкольных учреждений, парков, скверов, магазинов, детских центров, благоустройство микрорайона, где компактно располагаются предприятия авиа-отрасли, – Нового города. Но, кроме этого, мы должны организовать на территории региона полноценную, отвечающую требованиям отрасли систему подготовки кадров. В самое ближайшее время будет проведена большая дискуссия, посвященная созданию в Ульяновске крупнейшего в России центра обучения специалистов для авиастроения», – сказал глава региона.

Из Ульяновска Михаил Погосян, не отказавший себе в удовольствии посмотреть на «Авиастаре» и процесс сборки Ил-76МД-90А, забравшись в кабину очередного серийного транспортника, отправился в Казань, где провел аналогичное совещание в ЗАО «КАПО-Композит», посвященное производству лайнеров SSJ. Кстати, в Казани он рассказал, что в 2015 году ОАК рассчитывает получить выручку по МСФО в размере 400 миллиардов рублей, что позволит компании выйти на безубыточный уровень работы.
Георгий Кузнецов

Справка «Ульяновской правды»
МС-21 («Магистральный самолет XXI века») – российский проект ближнесреднемагистрального пассажирского самолета. Программа разрабатывается ОКБ Яковлева и корпорацией «Иркут». Сборка первых образцов начата на Иркутском авиазаводе 14 февраля 2014 года. Сертификация самолета и ввод в эксплуатацию первых экземпляров планируется на 2016 год. Серийное производство должно начаться в 2020 году. Ожидается, что основную конкуренцию МС-21 составит проект китайского самолета COMAC C919.