Ульяновский проект ГЧП признан лучшим в России.
Проект Ледового дворца «Волга-Спорт-Арена» стал примером для всей России. Эксперты назвали его лучшим в стране объектом государственно-частного партнерства в 2014 году. Эксперты журнала «Рынок ценных бумаг» присудили премию Investor Awards ульяновскому проекту по созданию спортивных комплексов. Работа местных чиновников отмечена в номинации «Лучший проект в области государственно-частного партнерства». Результаты конкурса были озвучены 29 мая в рамках дневной программы V ежегодного форума «Инвестиции в России».
«Мы гордимся этой победой и считаем ее вполне заслуженной, поскольку Ледовый дворец является одним из самых крупных и современных спортивных объектов такого типа не только в Поволжье, но и во всей России. Его строительство стало важным этапом подготовки к проведению в 2016 году в Ульяновской области чемпионата мира по хоккею с мячом. Теперь мы можем смело говорить, что у нас уже есть успешный опыт реализации проектов подобного масштаба в рамках государственно-частного партнерства. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и намерены реализовать новые программы с участием частного капитала и бюджетных средств», – отметил губернатор Сергей Морозов.

Премия Investor Awards ежегодно отмечает наиболее значимые российские достижения в области инвестиций. Она призвана продвигать наиболее эффективную инвестиционную практику, повышать стандарты работы на финансовых рынках, отмечать достижения конкретных инвесторов и компаний. Награждаются премией муниципальные и региональные администрации, компании, реализующие инвестпроекты, негосударственные Пенсионные фонды, банки, управляющие компании и консультанты, доказавшие свою эффективность в государственно-частном партнерстве.

– Каждый представленный на премию проект члены жюри оценивают по пятибалльной шкале по нескольким параметрам, таким, например, как новизна инвестиционного продукта или актуальность идеи. У каждого из пяти параметров есть свой вес. Баллы, поставленные членами жюри, суммируются, и на основании этого определяется победитель в той или иной номинации, – рассказал сотрудник журнала «Рынок ценных бумаг» в интервью порталу SmartNews.
Напомним, по результатам проведенного открытого конкурса правительство Ульяновской области и ЗАО «Волга-Спорт» в июне 2012 года подписали концессионное соглашение о создании и эксплуатации крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на пять тысяч мест. Документом предусмотрено оснащение Ледового дворца оборудованием для проведения учебно-тренировочного процесса и соревнований по хоккею с мячом, фигурному катанию, конькобежному спорту, а также для организации массового катания на коньках, проведения концертных шоу и других культурно-развлекательных мероприятий.

В апреле этого года спорткомплекс был введен в эксплуатацию. Стоимость объекта составила свыше двух миллиардов рублей, создано более 100 рабочих мест. Объект предусматривает подготовку спорт-сменов как всероссийского, так и международного уровня. Кроме того, планируется приобрести специальное оборудование, которое позволит трансформировать ледовое покрытие в футбольное или баскетбольное поля, теннисные залы, зал гимнастики для проведения международных соревнований.
Ева Невская

Опрос
Какие первоочередные меры необходимы для развития ГЧП в России в 2014 году, помимо принятия федерального закона?

Наталия Ханженкова, управляющий директор по России Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР):
– На основании опыта ЕБРР считаем, что одна из основных проблем сектора государственно-частного партнерства – это недостаток надлежащим образом структурированных проектов ГЧП, которые готовятся со стороны государственных структур. Для продвижения ГЧП в России необходимо усилить качество подготовки проектов, так как, на наш взгляд, для хорошо структурированных проектов (экономически обоснованных и готовых к банковскому финансированию) нет недостатка финансирования.

Очень важно, чтобы региональные власти были готовы выделять необходимые бюджетные средства на подготовку и структурирование проектов ГЧП, а федеральные власти поддерживали регионы в этом отношении.

Важно также, чтобы региональные власти проводили отбор частных инвесторов через открытый и конкурентный тендер. Мы часто наблюдаем или недостаточно прозрачные тендеры, или полное их отсутствие на региональном уровне. Также на практике регионы часто ищут обходные пути (попытки структурировать проекты как неконцессионные формы ГЧП).

Анна Лукина, директор Центра государственно-частного партнерства Калужской области:
– На наш взгляд, кроме основного закона, определяющего понятие ГЧП, описывающего его формы, определяющего полный состав субъектов, необходимо разработать правовую базу, позволяющую нормам о ГЧП использоваться на практике без дополнительных трудностей. А именно: должен быть создан гибкий механизм, позволяющий органам исполнительной власти принимать решения о реализации этих проектов без излишних затруднений. На практике возникает очень много вопросов относительно того, почему тот или иной проект мы готовим с использованием механизмов ГЧП. Например, почему концессионное соглашение, а не аренда или долгосрочный государственный контракт, ведь проекты ГЧП затратные и их стоимость гораздо больше, нежели стоимость при указанных выше моделях.

Специалисты в области ГЧП, безусловно, понимают, что такие проекты выгодны не столько экономически. Важен конечный результат – качественное предоставление услуг населению, уменьшение нагрузки на бюджет, но такое понимание присуще единицам, а основная масса критикует проект, увидев магические слова «вознаграждение», «проценты за кредит», «прибыль частного партнера».

Государство должно защищать интересы своих граждан, и потому такие проекты, например, как строительство систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, должны проходить публичное обсуждение и приниматься совместно с населением.

Евгения Зусман, руководитель практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX:
– Имеет смысл продолжать совершенствование концессионного законодательства. В частности, в настоящее время подготовлен и внесен в Государственную думу законопроект № 449127-6, который предусматривает открытый перечень объектов концессионного соглашения, распространение платы концедента (то есть предоставившего концессию) на иные объекты концессионного соглашения помимо автодорожных, а также совместный конкурс нескольких концедентов и частную инициативу по заключению концессионных соглашений.

Следует продолжить работу, направленную на разграничение законодательства о государственных закупках и законодательства о ГЧП. В частности, ожидается принятие методики, позволяющей разграничить ГЧП и госзакупки. Также необходимо продолжить синхронизацию регионального и федерального ГЧП-законодательства.