Ольга САВЕЛЬЕВА
Островок старого Симбирска. Ухоженный тихий дворик, усаженный красивыми цветами. Попав сюда, ощущаешь особую атмосферу, располагающую к творчеству. На этом «островке» вот уже полвека живет и работает ульяновский музыкально-педагогический колледж № 2.
В последние майские дни в колледже готовились отметить юбилей — 1 июля 1964 года учебное заведение открыло двери. А мы заглянули в кабинет директора колледжа Елены Юрьевны Журбенко.
— Мы единственное заведение в городе, которое готовит специалистов для системы общего художественного образования — музыкальных руководителей дошкольных учреждений и учителей музыки школ, — рассказывает Елена Юрьевна. — В предыдущие десятилетия наша профессия в обществе отошла на второй план — страна вставала на ноги, больше внимания обращалось на другие вещи. А сейчас увеличилась рождаемость, выросла очередь в детские сады, и наши специалисты стали востребованными. Ведь, как сказал президент России, проблемы, возникающие сегодня среди молодежи и подростков, связаны с падением уровня культуры. И нужно поднимать общую составляющую художественного образования.
Процесс идет и в нашей области. Скажем, возродилось хоровое общество, рассматривается вопрос об увеличении часов музыки в школе, многие родители отдают детей в музыкальные, хореографические кружки. А значит, очень нужны наши выпускники. За ними в области очередь стоит! Каждый день кто-нибудь звонит: пришлите специалиста! Мы выпускаем меньше, чем требуется: 50 — 60 человек очного и заочного отделений в год. В том числе и по специальности «Педагог дополнительного образования (музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство)», который может работать руководителем кружка.
Сегодня в составе педагогического коллектива колледжа 47 преподавателей, 7 концертмейстеров, четыре заслуженных учителя России. Зинаида Яковлевна Орешкина работает с основания колледжа. И еще всем фору даст! Конечно, педагогический коллектив — возрастной. Но сейчас приходят и много молодых специалистов, в основном наши выпускники. Наши педагоги занимаются научной работой, выступают с мастер-классами и на площадках города, и в стенах колледжа. В том числе для работающих выпускников, которым нужны новые способы и методики для работы с детьми. Мы хотим стать центром новых художественно-педагогических знаний и занимаемся этим очень серьезно. Задача наша — выпустить таких специалистов, которые будут формировать и воспитывать внутреннюю культуру подрастающего поколения, культуру жития в том мире.
Директор колледжа Елена Журбенко гордится своими ребятами.

БУДЕТ ГУБЕРНСКИЙ ХОР УЧИТЕЛЕЙ
— Знаю, что в колледже немало интересных коллективов, но есть и необычные…
— У нас создан уникальный коллектив. За последние пять-шесть лет в колледж пришли много юношей-музыкантов, и наш преподаватель, заслуженный учитель России Олег Евгеньевич Салту-рин, создал мужской вокальный ансамбль, который потихонечку вырастает в сводный хор. Такой коллектив в Ульяновске — единственный. Ищут название.
Сейчас мы работаем над новым проектом — губернский хор учителей. Я говорила об этом проекте губернатору Сергею Морозову, он поддержал идею. Начнем с наших выпускников и потом станем привлекать тех людей, которые любят петь, — учителей географии, математики, литературы — чего хотите! Тех, кто не занимался пением, но петь хочет. На нашей базе ведь еще действует университет «50+». Привлекаем туда пенсионеров-педагогов, они занимаются в кружках для общего развития: кто не танцевал — танцует, кто не пел — запел. И делают это с таким удовольствием! В педагогике очень важны преемственность поколений, передача знаний. А через музыку это сделать легко.
— Есть выпускники, для которых колледж стал дорогой на музыкальный олимп?
— Историей колледжа у нас занимается один из первых педагогов, заслуженный учитель России Лидия Николаевна Лаптева. Начали делать музейную комнату, для которой она собрала очень много материалов — практически про каждый выпуск. Уже повесили стенд с фотографиями: солистка Московской филармонии Наталья Полянинова; лауреат международного конкурса в Австрии, солистка Московского оперного театра «Геликон» Юлия Арсентьева; солистка Московского камерного театра под управлением Минина Елена Свирелина; солистка Екатеринбургского музыкального театра Елена Незванова; руководитель Санкт-Петербургского фольклорного ансамбля «Золотые ворота» Марина Турлыгина; солист Московской филармонии Алексей Зартдинов; солистка Ростовской филармонии заслуженная артистка России Елена Комарова… Всех не перечесть.
НАШИ ДЕТИ — ТРУДЯГИ
— Есть банальное суждение, что те, кто не поступил в музыкальное училище, идут в ваш колледж… Как объяснить студентам всю серьезность выбранной ими профессии?
— Музучилище больше нацеливает выпускников на исполнительскую, музыковедческую деятельность, работу в оркестрах. А сюда шли и идут те, кто мотивирован на работу с детьми. Сейчас многие уже в колледже готовятся работать в детских садах. Ведь дети — наиболее чутко и искренне откликаются на музыку, искусство, с ними интересно заниматься. У нас есть выпускники, которые всю жизнь проработали в детских садах на одном и том же месте. И когда предлагаем им перейти к нам, отвечают: «Да как же мы без детей?!». Наша выпускница Светлана Викторовна Тикунова — учитель музыки от Бога, бессребреникстопроцентный. Как ее обожают ученики всех возрастов! И сколько ее учеников целенаправленно шли в наш колледж! Потому что она Личность, она показывает путь в профессию. А в искусстве именно личность дает толчок к творчеству. И часто к нам приводят ребят именно учителя. Еще обратила внимание: на заочное отделение приходят те, кому за 30 — 40 лет, всю жизнь мечтавшие заниматься музыкой. Они стали инженерами, юристами, экономистами. Так родители настояли. Получают диплом и говорят: «Теперь пойду учиться куда хочу». И приходят к нам.
— У вас в приемной висит ящик доверия. Часто студенты бросают туда записки?
— А к педагогам, директору можно прийти без записки и поговорить. У нас ведь небольшой коллектив учащихся. В искусстве не нужно выпускать по две-три тысячи человек, оно сразу теряется. У нас «штучный товар», с каждым работаем индивидуально по всем направлениям. И в психологическом в том числе. Ведь дети приходят с разными проблемами, из неполных семей, из детдомов. Педагог-психолог — наша выпускница Ирина Борисовна Трутнева создала психологический театр «Гармония». Бывает, дети приходят агрессивные, угловатые, коммуникативные навыки нужно развивать. Через искусство, и не только музыкальное, психолог помогает ребятам раскрыться. Играют специальные психологические пьесы, которые направлены на решение их личных проблем. На Международной выставке-ярмарке инновационных педагогических проектов-2012 театр «Гармония» занял второе место.
— Легко научить видеть и понимать красоту?
— Красота спасет мир — этого никто не отменял. Но научить
— трудно. Все зависит от того, что с детства привито в семье. Бывает, что приходится заново строить внутренний мир молодого человека (а в колледж приходят после 9-11-го класса). Наши дети — трудяги. Вместо того чтобы бегать и прыгать на улице, сидят за инструментом, много читают. Они очень усидчивы, ведь творчество — в первую очередь труд. Некоторые понимают творчество как некий неожиданный всплеск, озарение. Но чтобы пришло это озарение, чтобы, скажем, хор запел, пахать надо! То же пение
— это физически тяжелый труд, да еще в коллективе, где надо слушать, понимать и уважать друг друга. Получается, что мы учим не только творчеству, но и определенным навыкам жизни в обществе.