В их семье – два режиссера, два сценариста, два актера, два заслуженных артиста России. Вместе руководят кинокомпанией «Дебют»: он – генеральный продюсер, она – учредитель и художественный руководитель. Семейный дуэт – Борис Токарев и Людмила Гладунко – впервые приехал на наш кинофестиваль семейного кино «От всей души».

Не стыдно ни за одну картину
Людмила Гладунко сыграла более двух десятков ролей (снималась практически во всех картинах любимого мужа, в том числе «Ангел мой», «Нас венчали не в церкви»), как режиссер сняла пять фильмов. А первую роль ей доверил режиссер Эдмонд Кеосаян в своей картине «Где ты теперь, Максим?». Там же снимался и Борис Токарев. Хотя знакомы они были задолго до этого: вместе занимались в кружке художественного слова, вместе поступили во ВГИК.
Вместе они уже 45 лет! И дома, и на съемочной площадке. Друзья и прозвали их «двумя капитанами» – вспоминая роль Сани Григорьева, сыгранной Токаревым, и восхищаясь верностью Бориса и Людмилы.
– Как удается столько лет сохранить брак? – спрашиваю Людмилу Гладунко.
– Очень просто. Нужно не терять интереса друг к другу. А это имеет отношение к твоему образованию и культуре. Потому что если тебе есть о чем поговорить, есть чем наполнять свою жизнь, то человек, которого ты полюбил, взаимообразно заполнит твое пространство и время. А иначе – через год уже не о чем говорить. Моя знакомая директор загса в Самаре как-то призналась, что даже не успевает забыть лица новобрачных, а они уже приходят разводиться… Одна из главных и самых тяжелых проблем современной молодежи – катастрофический уровень образования. Когда думаешь, что же делать, куда бросаться? А бросаться надо прямо в ясли, начинать от печки. Приходят к нам в «Дебют» ребята даже с высшим образованием, поговоришь с ними и… +-начинаешь со списка книг и фильмов, которые им надо почитать и посмотреть. Вообще на кинематографистах в нравственном плане лежит большой грех и большая ответственность. Но нам с Борей не стыдно ни за одну нашу картину.

Мы перестали быть патриотами
Если посмотреть послужной список Бориса Токарева, большинство его героев – военные и комсомольцы, люди долга, чести и совести. За роль лейтенанта Кузнецова в фильме «Горячий снег» он получил Государственную премию РСФСР, за фильм «Тайная стража» – премию ФСБ, за создание образов современников в кино – премию Ленинского комсомола (в том числе за фильмы «А зори здесь тихие…», «Два капитана»).
– Мы впервые на этом фестивале, хотя ездим по фестивалям очень часто – и по России, и по ближнему, дальнему зарубежью, – рассказывает Борис Токарев. – Это связано прежде всего с нашей профессиональной деятельностью на студии «Дебют», существующей с 1979 года. Я был в числе первых режиссеров, который снял там дебютную картину «Ангел мой». Мы пришли руководить «Дебютом» в 1995-м, в тот момент, когда практически все погибало.
– Вы снимались в советском кино, на которое была возложена воспитательная функция. Сегодня смотрят другие фильмы…
– Сегодня наше кино – это не только искусство, это еще и определенная миссия. Долгое время, в 90-е годы, нам говорили, что кино никак не влияет на воспитание людей, что это невозможно. Мы перестали быть патриотами. Мы забыли, что такое любить Отечество. Мы забыли, что такое честь и совесть. Нас пытались усреднить, сделать такого среднего человечка. К счастью, ничего не получилось. Сегодня Россия просыпается, поднимается. Я горжусь тем, что я русский, что в этом году сделано так много хорошего – начиная от Олимпиады и кончая Крымом. Потому что это вызывает невероятное чувство патриотизма.
– Сможет ли фестиваль «От всей души» повлиять на ситуацию в кинематографе?
– Думаю, что такие фестивали имеют огромное значение для того, чтобы наши дети, молодое поколение, могли видеть то, что в 90-е годы, к сожалению, было утеряно, а может, сознательно разрушено и что будет сделано. В этом есть неразрывная связь времен. Находясь в Ульяновске, могу сказать, что сегодня мы чаще вспоминаем Владимира Ильича Ленина. Почему бы и нет? Это наша история. Мы не должны в нее плевать, думать, что это нечто случайно произошедшее. В истории не существует ничего случайного.
– А что снимают те молодые, кто сегодня приходит в ваш «Дебют»?
– Они начинают ощущать, что за ними стоит огромная страна и огромная национальная культура. И если некоторое время назад во всех их работах я видел посредственные слепки с американского кино, сегодня взор молодого режиссера и актера обращен вглубь национального характера, страны, которую он начинает любить. И это правильно, потому что без обращения к корням ничего не произойдет. Они должны знать, что было за ними плохого и хорошего. Потому что не в силе бог, а в правде. И эту правду мы должны знать. Наше кино должно быть актуальным, интересным, не должно обходить острые углы, говорить честно о том, что случилось и что может произойти. И тогда это будет подлинное глубокое искусство. Истина не впереди, не сзади, не слева, не справа. Истина в глубине. И я счастлив, что сегодня российское кино идет в глубину познания человека.