Елена Сорокина
РП выяснила, кто такой современный ульяновский рабочий и чем он живет.
На территории Ульяновска как минимум три крупных градообразующих предприятия: автомобильный завод, выпускающий известные всему миру УАЗики, «Авиастар-СП», выстреливший проектом модернизации ИЛа, и моторный завод, входящий в «Группу ГАЗ». Плюс строительные организации, предприятия с иностранным капиталом, патронный завод, приборка. Большая часть из них испытывает огромнейшую нехватку квалифицированной рабочей силы. Причина тому, как признаются в Центре занятости Ульяновска, в завышенных требованиях самих соискателей: даже те, кто имеет самые скудные знания, хотят высокую зарплату и комфортные условия.

– Только наш Центр занятости сегодня располагает почти 7 тысячами вакансий, из которых 75 % — для рабочих специальностей, — рассказывает директор учреждения Валерий Кранцев. — Конечно, работодатель хочет видеть специалиста с высокой квалификацией (не ниже четвертого разряда), хотя бы минимальным опытом, готового обучаться. И вот здесь возникают проблемы, в том числе и у предприятий, реализующих инвестиционные проекты: у потенциальных рабочих чаще всего недостаточно навыков для работы на современном оборудовании.

«Хочется все и сразу»
Современный рабочий предъявляет высокие требования к своему будущему работодателю: зарплата побольше плюс хотя бы минимальный набор дополнительных социальных гарантий — обед и автобус от дома до завода и обратно. Именно поэтому большинство отдает предпочтение работе вахтовым методом, где цифры в расчетном листе значительно превышают местные.

– Найти хороших рабочих сегодня практически невозможно, — говорит руководитель кадрового центра «Твой шанс» Мария Паховская. — Например, оператор станков с ЧПУ должен хотя бы иметь представление о том, как выглядит новое оборудование, и понимать, как оно работает. А молодые специалисты, только что получившие образование, чаще всего знают все только в теории! Другой пример: инвесторы из Германии готовы обучать работников, но с одним условием — тот должен владеть иностранным языком на разговорном уровне. Для Ульяновска это проблема: не всегда люди с высшим образованием могут свободно общаться с иностранцами, что уж говорить о тех, кто окончил училища и техникумы.

32-летний Сергей Васильев работает наладчиком автоматов и полуавтоматов механического цеха Ульяновского моторного завода («Группа ГАЗ»). В его обязанности входит настройка станков, замена фрез, сверл и других элементов. В рабочие мужчина пришел из водителей: в народе до сих пор крепко убеждение, что в России заводы — государственные, а значит, условия лучше, стабильность выше, зарплата больше.

– Важным критерием при выборе места работы стала близость к дому. Мой рабочий день начинается в 7:00, поэтому встаю я очень рано — в 5:30. Хочется, конечно, поспать подольше. До работы я добираюсь на машине, у меня иномарка «Рено Логан». Но зато рабочий день заканчивается в 15:45. Иногда приходится задерживаться, так как не хватает людей. В течение дня у меня два 10-минутных перерыва, я могу отдыхать или продолжать заниматься настройкой оборудования, и 40-минутный обед. Ем в местном буфете. В столовых и буфетах УМЗ сотрудникам предприятие компенсирует 60 рублей от стоимости обеда. Зарплата около 22 тысяч рублей. Конечно, хочется зарабатывать больше, особенно учитывая тот факт, что у меня семья: жена находится в отпуске по уходу за полугодоваловой дочерью, есть семилетний сын. Если говорить о внерабочем времени, то я провожу его в основном дома с семьей. Появится возможность — съездим в отпуск на море или за границу. Вечером я обычно смотрю сериалы по телевизору, выхожу в Интернет, в основном в социальные сети, чтобы пообщаться с друзьями. В машине слушаю радио «Energy», музыка нравится. На будущее не загадываю: никогда не знаешь, как сложится жизнь.

И еще раз учиться
Ленинский завет рабочий класс на родине вождя революции выполняет. Закаленные кризисом 2008 года, всевозможными сокращениями и «оптимизациями», рабочие не освежают знания по своей профессии и повышают квалификацию, но и осваивают новые специальности.

Если говорить о молодых специалистах, только что получивших диплом, то это «рукастые» и смышленые ребята, стремящиеся как можно быстрее приступить к работе, чтобы заработать денег и начать содержать семью. Среди тех, кто идет за образованием в училище или техникум, не бывает медалистов и гимназистов, говорит директор промышленно-строительного техникума Ирина Данилова. Они не блещут знаниями по математике или русскому, зато руки растут, откуда нужно.

– Ими движут простые мотивы: два с половиной года отучился — и у тебя в руках профессия и хлебная работа. В отличие от 5 лет в вузе. Плюс не надо мучиться и сдавать ЕГЭ. Зато они стараются проявить себя на специализированных занятиях, активно участвуют в профессиональных конкурсах, смотрах, показывают себя с лучшей стороны на практике. Это те ребята, что и гвоздь прибьют, и машину сами отремонтируют, и без куска хлеба не останутся, — уверена Ирина Данилова.

Кроме того, по ее словам, современные рабочие не боятся учиться. Причем не только молодежь, но и старшее поколение. Они приспосабливаются к быстро меняющимся условиям. Поэтому не удивительно, что при том же техникуме недавно открыли ресурсный центр «Строитель», куда идут люди с уже большим багажом знаний. Есть подобные центры и на базе самих предприятий. Например, на «Авиастаре» в обычных классах с партами и компьютерами новое оборудование, технологии, азы авиастроения постигают молодые и даже более опытные специалисты.

По сравнению с советским рабочим, современный ульяновец меньше читает. Об интересе к чтению в прошлом веке свидетельствовали небольшие библиотеки художественной литературы, расположенные в цехах. Их стабильно посещали вплоть до 90–х годов. Сегодня предпочтение отдается Интернету: молодые специалисты обучены компьютерной грамоте уже со школы, поэтому им проще прочитать новости в Сети или просто пообщаться с друзьями в социальных сетях.

Доступность Интернета развила у ульяновских рабочих новую черту — они не боятся отстаивать свои права перед работодателем. Как отмечает председатель региональной организации профсоюза машиностроителей России Марина Морозова, в сложных ситуациях люди обращаются в профсоюз, и часть из них удается решить мирным путем.

– Например, пару лет назад была ситуация с задержкой зарплаты на одном из предприятий, люди обратились к нам, ситуацию удалось разрешить без доведения ее до суда. Увы, в связи с реорганизацией ряда предприятий (часть из них прекратили существование, часть — перепрофилировались, на некоторых оптимизировали персонал) число людей, состоящих в профсоюзе, сократилось с 2 300 до 1 885. Охват по отрасли составляет около 85%, 26% из них — это молодежь до 35 лет.

В цене — патриархальные ценности
Эксперты отмечают, что общее падение профессионального и образовательного уровня в стране привело к тому, что молодые специалисты с трудом читают чертежи деталей и не знают, как работают станки. Поэтому в Ульяновской области так популярен до сих пор известный в советское время институт наставничества: старшие берут под опеку младших. Силен по-прежнему у ульяновских рабочих и соревновательный дух: в конкурсах профмастерства участвуют не столько ради награды и премии, сколько ради признания коллег. Один из победителей прошлого года конкурса имени старейшего токаря планеты Михаила Лимасова механик экспериментальных стендов и установок Димитровградского НИИ атомных реакторов Александр Евсеев проработал на предприятии почти полвека. Однако, несмотря на свой большой стаж, достижения и уже имеющиеся государственные заслуги, он скромно заявил, что не ожидал победы.

– Когда разговор зашел о моем участии в конкурсе, никакой надежды я не имел, достойных людей много и в институте, и на других предприятиях области,— рассказывает Евсеев «Русской планете». — Меня всегда интересовала ручная работа, то есть вот что-то делать собственными руками, что-то изменять. На что ни посмотрю, все, мне кажется, не так сделано. В науке ничего не предусмотришь до конца, и мы с напарником на финише, что называется: делаем то, что недоделано, или поправляем, что не так сделано.

Именно у рабочих по-прежнему в приоритете такие патриархальные ценности, как семья и любовь к родине. Большинство юношей после выпуска из училища идут служить в армию, а девушки выходят замуж и заводят детей. Причем в этих семьях не ограничиваются одним ребенком, объясняет Ирина Данилова. Подстегивает демографические порывы и поддержка со стороны работодателей. Например, на авиационном заводе у молодых семей есть возможность жить в Доме молодежи — своеобразном общежитии для работников предприятия. Фактически семьям достается в пользование квартира, только за меньшую арендную плату, чем в среднем на рынке. Кроме того, рабочие семьи часто берут жилье в ипотеку: это люди «оседлые», не стремящиеся к частым переездам в поисках лучшей жизни. Досуг их не отличается разнообразием: в основном домашние хлопоты, просмотр телесериалов и футбольных или хоккейных матчей, поездки на дачу или в деревню.