В разгаре выпускные испытания. Как проходят экзамены в ульяновских школах, корреспонденты «МГ» поинтересовались у учеников и педагогов.

Неравнозначные задания
На момент подготовки публикации выпускники успели сдать один из четырех ЕГЭ по выбору и один обязательный — по русскому языку. Похоже, он-то пока и стал самым ярким впечатлением.
– Я уже сдала иностранный и русский языки, впереди у меня — математика и обществознание, — рассказывает выпускница Юлия. — Все тестовые задания были типовыми, как в пробниках. Но вот текст для сочинения по русскому языку мне попался странный…
Наша собеседница выполняла вариант ЕГЭ с текстом Галины Туз «Жидкий человек». Стоит отметить, что на просторах Интернета он наделал шума. Кто-то из выпускников даже отпускал недобрые слова в адрес автора. А Галина Туз, по информации интернет-изданий, опубликовала текст на своей веб-странице и понятия не имела, что его сделали экзаменационным.
– Текст странно сложен, было трудно найти проблему, — говорит Юлия. — Конечно, я выполнила задание и пример из литературы подобрала. Но зачем такой философский текст давать на ЕГЭ?
А вот учителя считают, что «Жидкий человек» — не самое страшное испытание из вариантов этого года.
– Тексты в этом году очень неравноценные, — отмечает член экспертной комиссии, учитель русского языка и литературы в одной из центральных школ Ульяновска Елена Ивановна. — В одном из текстов трудно выделить позицию автора: в первом абзаце чужая речь, потом без перехода — точка зрения автора. Видимо, те, кто составлял тексты, его сократили, не думая, что пропущенные куски создают логические пробелы.
Несмотря на трудности, выпускники, по оценке педагогов, стартовали на экзаменах неплохо.
– Работы грамотные, логичные. Есть даже набравшие максимальные баллы. Чувствуется взрослая позиция, умение структурировать текст, — рассказывает Елена Ивановна. — Раньше бывало такое: сдают лист, а в нем одна фраза: «У меня есть мнение». Сейчас не было ни одной «нулевки». Я считаю, уровень выпускников вырос в разы по сравнению с тем, что было года три назад.

С обыском и слежкой
Нововведение этого года — куда более строгое отношение к честности экзаменуемых. Во всех школах-пунктах сдачи ЕГЭ установлены камеры видеонаблюдения, на входе ребят обыскивают с металлоискателями. Если раньше можно было отключить мобильный и положить в сумку, откуда он грел душу надеждой, то теперь телефоны изымают.
– На экзамене в каждом классе было по три камеры: спереди, сзади и направленная на учителей, — рассказывает выпускница Юлия. — Я не пыталась проносить шпаргалки. Зачем? Списать морально тяжело, проще как следует подготовиться.
– Экзамены волнующи всегда, и даже с новыми мерами безопасности — не больше, чем в прошлые годы, — говорит психолог школы №86 Заволжского района Мария Кирпичева, сопровождавшая учеников на экзамен. — Дети серьезно подходят к экзаменам и адекватно реагируют на запреты.
Судя по прошедшим испытаниям, более-менее взяли под контроль ситуацию с «утечкой информации». Если раньше за пару дней до экзамена в Интернет просачивались реальные задания, то в этом году все, что выложили в сеть, оказалось фальсификацией.
– Некоторых учеников материалы в Интернете могут выбить из колеи, — считает Елена Ивановна. — Ребята надеются на них, а когда на экзамене получают другое — это большой стресс. Такие материалы лучше использовать только для дополнительной тренировки.

Не так страшен ЕГЭ
В целом, первые впечатления и у выпускников, и у педагогов положительные.
– Я боялась экзаменов из-за высокой ответственности, ведь от ЕГЭ слишком многое зависит, — признается Юлия. — Все прошло намного спокойнее, чем мы ждали.
– Вообще экзамены проходят как обычно. За использование телефонов и шпаргалок никого не удаляли, — говорит Мария Кирпичева. — Надеемся, что со временем вариантов в Интернете совсем не станет. Ребятам бывает обидно, когда они готовятся, а потом те, кто на деле учится хуже, сдают лучше них.
Похоже, что переходный период к Единому госэкзамену подходит к концу. От нововведений уже не так лихорадит. Стали заметны плюсы.
– ЕГЭ структурирует знания, дает возможность повторить материал на всех уровнях и учит их применять, — считает Елена Ивановна. — К тому же, наше поколение вместе со вступительными после школы сдавало десяток экзаменов, не все из которых были нужны. Сейчас — два обязательных, остальные по выбору.
Однако, по мнению педагогов, все еще не проработан вопрос подготовки к ЕГЭ. На многие предметы, в зависимости от школы и профиля класса, выделяется недостаточное количество часов. Например, для подготовки к русскому языку, который нужен при поступлении в большинство вузов, часа в неделю недостаточно. Между экзаменами передышка всего в пару дней.
Не всегда хватает времени на самом экзамене. Многие учащиеся за 3 — 3,5 часа не успевают сосредоточиться, они вынуждены отвлекаться с одного задания на другое. А над творческими заданиями и вовсе в волю не поработаешь, приходится выполнять их «на автомате».
Возможно, при разработке нововведений стоит не только усиливать устрашающие меры, но и пойти выпускникам навстречу.
Анастасия ИЛЬИНА