Имя 23-летней уроженки Ульяновска Анны Маловой стало известно широкому кругу любителей спорта в 2013-м, когда она в составе сборной России стала чемпионкой Универсиады и Европы. Тот год увенчался для нее и первым трофеем на клубном уровне: вместе с московским «Динамо» Аня выиграла Кубок России. А уже этой весной Малова пополнила коллекцию наград, взяв серебряные медали первенства страны.
Начало июня белокурая волейболистка встречает в отпуске, во время которого она на несколько дней приезжала в родной город. Этим воспользовался корреспондент «ЧЕМПИОНА», чтобы узнать, как начинался спортивный путь либеро сборной России, чем живет, к чему стремится и о чем мечтает одна из главных олимпийских надежд Ульяновска.
– Ваш отец – Николай Малов – известный в регионе тренер по легкой атлетике. А вам насколько близка «королева спорта»?
– Серьезно легкой атлетикой я не занималась. Вообще, я не очень люблю бегать, делаю это только для себя. Например, в отпуске бегаю кроссы, минут по 40-45 в своем темпе.
– А папа не пытался «переманить» в детстве?
– Он просто отправлял нас со старшей сестрой бегать, чтобы мы не сидели без дела. Но о профессиональных занятиях вопрос никогда не стоял.
– А сестра имеет отношение к спорту?
– Она мастер спорта по военному многоборью, кажется, это так называется. Сестра изначально занималась плаванием, а потом при помощи папы стала выступать за военное училище, там ее попросили пробежать на соревнованиях. Так и начала тренироваться.
– Ваш первый тренер Эмиль Замалетдинов рассказывал историю о том, как вы делали первые шаги в волейболе: в 2004 году он тренировал на пляже свою дочь, и однажды к ним подошли две девочки, среди которых была и Аня Малова, и попросили поиграть. Замалетдинов увидел, с каким азартом идет игра, и предложил собрать команду и серьезно заниматься пляжным волейболом. Так и было?
– Да. Так состоялось наше знакомство, а потом, когда я перешла в зал «Торпедо», Эмиль Шамилович уделял мне очень много внимания на тренировках. Мы очень много работали. И благодаря этому человеку я стала дальше играть. Потом он меня отвез в Самару (в местную «Искру», на тот момент команду Высшей лиги А (Европа) – Прим. А.А.), где и оставил, чтобы я продолжала волейбольный путь.
– А не было колебаний, когда в одиночку уезжали из Ульяновска в другой город в достаточно юном возрасте?
– Не было. В новой команде на меня посмотрели, сказали, что я остаюсь. Домой вернулась только за вещами, родители не возражали.
– Получается, что в ранние годы вы начинали в том числе и с пляжного волейбола. Сейчас в бич-волей удается поиграть?
– Конечно. Признаюсь, мне пляжный волейбол нравится больше, чем классика. Там интереснее, ты знаешь, что в бич-волее за тебя никто не сыграет, больше движения, больше касаний с мячом. Для меня это хобби. Даже в отпуске – всем вроде надо отдыхать, а мне лишь бы поиграть на пляже. Вот и на этот раз скоро улетаю во Вьетнам, где также надеюсь наиграться вдоволь.
Маричев сказал: «Аня, надо поговорить»
– Что сказал главный тренер сборной Юрий Маричев, когда в первый раз пригласил вас в главную команду страны?
– Это было в Краснодаре, куда я отправилась в составе «Уфимочки-УГНТУ» на матч очередного тура чемпионата России. Юрий Николаевич после матча подошел ко мне и сказал: «Аня, надо поговорить». Мы поднялись в его кабинет, там он отметил, что доволен моей игрой, и пригласил на сбор команды, сказав, что теперь все будет зависеть от меня.
– Как восприняли это приглашение?
– Волновалась, обрадовалась, вообще было много эмоций. Хотя до этого Владислав Фадеев (генеральный менеджер всероссийской федерации волейбола – Прим. А.А.), говорил, что я нахожусь в расширенных списках кандидаток. Так что, в принципе, я была готова к тому, что позовут в сборную.
– В национальную команду вы попали в качестве либеро, хотя в начале карьеры были связующей. Почему сменили амплуа?
– Я изначально любила играть в защите. Когда приехала в Самару, для связующей у меня не хватало роста, тогда тренер Любовь Кузьминична (Федорова. – Прим. А.А.) сказала: «Я вижу в тебе либеро».
– А при необходимости свои старые навыки применить сможете?
– Сейчас сделать из меня связующую будет очень сложно. Тем более на этой позиции у нас много хороших игроков.
– На такой вопрос подтолкнули эпизоды во время телетрансляций, когда вы, принимая мяч, одновременно с этим фактически делали передачу на партнершу. Сказывается ваш навык распасовщицы или это получается спонтанно?
– Здесь все-таки сказывается то, что я в свое время пасовала. Да и на тренировках мы много работаем над передачами.
– В хоккее вратарь – это полкоманды. Можно то же самое сказать про либеро в волейболе?
– Думаю, да. Бывают такие моменты, например, в концовке, когда либеро достает пару мячей, которые, казалось бы, нереально достать, и благодаря этому выигрываются отдельные партии и даже матчи.
– Вам комфортнее, когда в команде есть один основной либеро или когда играет пара принимающих?
– Мне комфортнее играть одной и на приеме, и в защите без замены.
– При этом в сборной приходится действовать в дуэте с опытной Светланой Крючковой. Какие у вас отношения?
– В сборной у меня со всеми ровные отношения. А со Светой мы даже в одном номере жили на сборах. Да, на площадке мы конкурентки, но за ее пределами никаких проблем между нами нет. У каждой из нас свои сильные стороны, у нее лучше прием, у меня – защита.
Личная награда стала дополнительным стимулом
– В конце 2013 года вы вместе с московским «Динамо» выиграли «финал шести» кубка России, по итогам которого были признаны лучшей среди «коллег»-соперниц. Личные награды имеют значения?
– Конечно. Было очень приятно. Раньше меня признавали лучшим игроком по итогам отдельных матчей, когда я выступала за «Уфимочку». А звание «Лучший либеро» Кубка до сих пор вызывает огромную радость, особенно если учитывать, что на том «финале шести» собрались самые именитые либеро, все сборницы. Награда стала дополнительным стимулом. Появилось желание доказать, что мне не зря дали этот приз.
– Наверняка, добиться этого помогла ваша новая команда, переход в которую произошел по ходу сезона 2013/2014. Расскажите, как это было?
– Все произошло внезапно. Из Уфы приехали в столицу играть как раз против «Динамо». У нас прошла вечерняя тренировка, или «опробование», как мы это называем. После нее подошел тренер: «Ты остаешься в Москве». Тяжелый момент. Не скрою, были и слезы. В «Уралочке» меня все устраивало, там хорошо налажен тренировочный процесс, созданы все условия. Но при этом я понимала, что нужно развиваться и что могу помочь «Динамо», поэтому и сменила команду, и сейчас уже продлила контракт на два года.
– Далее был финал чемпионата России, в котором столичное «Динамо» уступило «Динамо» казанскому. А вы в очередной раз противостояли, в том числе и одной из лучших нападающих женского волейбола – Екатерине Гамовой. Сложно пришлось?
– Гамова – очень опытный игрок, отлично видит площадку. Я думаю, что с ее ростом (202 см. – Прим А.А.) не нужно больших усилий, чтобы забивать. Но даже у таких мастеров может не пойти игра, как это было в финале Кубка. В нашей команде есть такие же сильные нападающие, против которых постоянно играю на тренировках. Так что чего-то особенного тут нет.
Люблю драйв и адреналин и мечтаю о семье
– Из-за насыщенного сезона в родном городе бываете не часто. За то время, что все-таки удается провести в Ульяновске, успеваете отдохнуть?
– Да, потому что приезжаю домой, к родителям, к своим друзьям.
– Любимые места здесь есть?
– Центральный пляж, где можно и позагорать, и поиграть. Также очень часто ездим с родителями на дачу.
– В одном из интервью вы сказали, что одним из самых главных увлечений в жизни являются карусели. Любите драйв и адреналин?
– Люблю, причем мне страшно, внутри все переворачивается, но я все равно сажусь в кресло.
– Быстрая езда на автомобиле тоже по нраву?
– Бывает иногда, когда позволяют дороги, сейчас в Москве в этом плане стало попроще. Но при этом делаю это в рамках разумного, чтобы не создавать аварийных ситуаций.
– Мечта в спорте и жизни?
– В спорте мне очень бы хотелось сначала выиграть чемпионат мира, а потом Олимпиаду. А по жизни я мечтаю создать свою семью. Быть всегда рядом с любимым человеком и чтобы Бог дал нам детей.