VI Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра «От всей души» им. В.М. Леонтьевой завершился неделю назад. Но фести­вальное эхо имеет долгий отзвук. И, не­смотря на обилие снятого, написанного и рассказанного, в дни кинофорума всегда остается что-то, о чем нелишне вспом­нить и неделю спустя. «УП» приберегла кое-что интересное для своих читателей от хедлайнеров кинофестиваля – леген­дарной киноактрисы Ларисы Лужиной и двух именитых российских киноре­жиссеров Егора Кончаловского и Аллы Суриковой…

Даже если бы Лариса Анатольевна Лу­жина снялась только в культовой «Верти­кали» с Владимиром Высоцким, она уже была бы живой кинолегендой России. Аведь был еще фильм «На семи ветрах», с которым исполнительница главной роли Лужина отправилась на фестиваль в Кан­ны. Где станцевала твист и вызвала катего­рическое недовольство тогдашнего мини­стра культуры СССРФурцевой. Именно ту ее поездку Высоцкий увековечил потом в одной из самых известных своих песен «Наверно, я погиб…»

Лариса Лужина: Ульяновск превратился в сказку…
– Мне эта песенка сразу как-то не по­нравилась, – вспоминала в Ульяновске Лариса Анатольевна, – и не нравилась долго. Ясчитала, что Владимир Семе­нович просто ухлестывает за мной, вот и пишет всякую ерунду. Потом уже выяс­нилось, что он был в меня по-настоящему влюблен. Ядолгое время не разрушала существующую легенду, что слова из этой песни «она была в Париже» про жену Вы­соцкого, французскую актрису Марину Влади. Пока однажды режиссер «Верти­кали» Слава Говорухин, знавший историю создания песни, не сказал мне: «Глупая ты женщина, Лужина… Ты же потом гордить­ся будешь, что такой человек тебе стихи и песни посвящал. Идети твои будут гор­диться, и внуки. Яподумала: а чего это я, правда?.. Ипризналась во всем в «Кино­панораме» Эльдару Рязанову…
За долгую творческую жизнь Ларисе Лужиной было что вспомнить на ульянов­ском кинофестивале. Ипро первый «го­норар» в 1944 году за выступление перед ранеными бойцами. «Гонораром» стала самая настоящая… котлета. Большая ро­скошь по тогдашним военным временам.
Авот что рассказала актриса о том, как к ней впервые пришла настоящая слава:

– Тогда популярных киноартистов увековечивали на таких специальных от­крыточках по восемь копеек за штуку. Ив одном из киосков я увидела свою фото­графию. Но как в известной юмореске – по пять. Обиделась и спрашиваю у киоскер­ши: «Ачего это все артисты по восемь ко­пеек, а Лужина – пятак. «Уценили…» – от­вечают мне. Яеще больше расстроилась и сама скупила все открытки…

Последний раз Лариса Анатольевна приезжала в наш город со спектаклем 20 лет назад. Тогда Ульяновск произвел на нее удручающее впечатление:

– Жила в плохонькой гостинице «Со­ветская». Театральные гримерки были в ужасном состоянии. Да и город был не чета нынешнему. Сейчас Ульяновск пре­вратился в сказку: чистый, красивый, ухоженный. Единственное, что не изме­нилось, – люди, зрители. Как в середине 1990-х, так и сейчас народ здесь у вас до­брый, а публика – понимающая…

Егор Кончаловский: о Ленине теперь только хорошо

«УП» поинтересовалась у известного кинорежиссера, создателя «Антикиллера» и «Побега» (в последнем, кста­ти, сыграл бывший премьер симбирской драмы Александр Никулин), с какими именами он связывает наш город: с Гон­чаровым, Карамзиным?.. Егор Андреевич не задумываясьответил:

– Теперь, как никогда, только с Лениным, конечно. Да, в последнее время у Ульяновска появились иные приори­теты: Карамзин, Гончаров, Пластов. Но Ленин-то все-таки больше пошумел. С исторической точки зрения, он из ваших земляков личность наиболее весомая в смысле гениальности, в одном ряду с Чингисханом, Тамерланом, Гитлером, Наполеоном, Сталиным. Можно спорить о по­люсности этого гения – плюс или минус. У меня, напри­мер, особенно в свете развала СССР отношение к Ленину поменялось. В лучшую сторону. Кем бы он не был – тер­рористом или профессиональным революционером, что, впрочем, сейчас почти одно и то же – все, за что его сейчас клянут, было продиктовано необходимостью и безгра­ничной верой в экспорт рабоче-крестьянской революции. Он, несмотря на свою крайне радикальную установку на раздувание мирового пожара, мыслил глобально и был, кстати, настоящим собирателем земель, жил не ради того, чтобы разграбить страну. Если бы в начале прошлого века власть в стране захватили ленинские оппоненты, включая еще одного вашего земляка Керенского с его либералами… Все развалилось бы уже тогда. И, наверное, то, что проис­ходит на Украине сейчас, случилось бы еще в 1917 году…

Алла Сурикова: лучше показывать задницу, чем то, как в нее стреляют…

Режиссер-постановщик самых известных российских комедий «Человек с бульвара Капуцинов», «Будьте моим мужем», «Чокнутые», как обладатель главной фестиваль­ной награды удостоилась еще и именной звезды в сквере на Гончарова напротив театра кукол. В Ульяновске Алла Ильинична представила свою новую работу «Полный вперед!».

– Это ваш второй фильм про детей после «Тайны «Волчьей пасти». Что за необходимость успешному взрослому режиссеру заниматься «неблагодарным» детским кино?

– Для меня это возвращение к истокам. Я сама окон­чила курсы режиссеров детского кино, участвовала в создании киножурнала «Ералаш». Ипрактически все мои взрослые фильмы с удовольствием смотрели и смо­трят дети. Особенно «Человек с бульвара Капуцинов» оказался среди юной аудитории даже популярнее, чем у взрослых. Пару лет назад этот фильм взяла у меня пере­смотреть на VHS моя подруга, известная писательница и сценарист Виктория Токарева. Ине отдает. Недавно я поинтересовалась: «Вика, когда фильм вернешь?». Иона объяснила мне, что, когда к ней приходят гости с детьми, для последних ставится эта моя кассета. На полтора часа дети «вырубаются», и взрослые могут спокойно пооб­щаться… Люблю работать с детьми. Особенно с талантли­выми и работоспособными детьми. Вот у меня в фильме «Полный вперед!» главного героя играет Проша Тесленко, сын цирковых родителей, искренний и дисциплинирован­ный, что крайне редко бывает у детей. С ним мы работали без снисхождения и без спуска на то, что это ребенок. Мой внук Тема тоже пробовался на эту роль. Я не могу сказать, что он плохо попробовался, нормально. Но я знала, что я его не возьму. Потому что я с ним как с артистом не справ­люсь. Да и пожалела как бабушка. Знала, что Артем будет быстро уставать, потому что он слишком эмоциональный. Будет выплескиваться, будет переживать, если у него что-то не получится… У меня с юным артистом уникальный случай был на съемках «Тайны «Волчьей пасти». Алек­сей Булдаков в одной из сцен все никак не мог запомнить цитату из Библии. Иисполнитель главной детской роли Антон Григорян ему говорит: «Вы не волнуйтесь, я под­скажу, если что». Ивыдает наизусть немаленький отрывок из Писания. С выражением и пониманием того, о чем го­ворит. Иэто уже где-то через неделю после начала съемки, когда все порядочно устали…

– Чем, на ваш взгляд, и когда закончится противо­стояние американских блокбастеров и нового рос­сийского кино?

– Вот скоро окончательно поругаемся с Америкой и на экранах будут только наши фильмы (улыбается). А если серьезно, то я могу говорить только о комедиях. Итут Гол­ливуд нам уже уступает…

– Вы серьезно?.. Серьезно считаете, что «Самый лучший фильм», «Тот еще Карлсон» или «Горько» – образцы хороших комедий?..

– Можно спорить об уровне этих комедий. Но чем лучше уровень американских боевиков? Знаете, уж лучше
показывать в кино голую задницу, чем то, как в нее стреляют…
Артур Артёмов