Новое имя в истории Симбирской классической гимназии открыто благодаря исследовательской работе Ирины Невзоровой – филолога из Москвы. Результатом ее труда стала книга «Записки историка, педагога и музыканта о России» Николая Кнорринга – бывшего гимназиста, учившегося в Симбирске в 1899-1902 годах.

Николай Николаевич Кнорринг был уроженцем села Елшанка Самарского уезда Самарской губернии, сыном «последнего барина Елшанки». Хотя в Симбирске он жил недолго, именно преподаватели Симбирской классической гимназии оказали на него сильнейшее влияние, так считал сам Кнорринг. В Самарской мужской классической гимназии он был двоечником и дважды оставался на второй год. Перевод в Симбирскую гимназию изменил его судьбу.

Николай Николаевич в своих воспоминаниях писал о более чутком к себе отношении, о непривычных для него посиделках учеников в гостях у преподавателей. Кнорринг очень увлекся музыкой, играл на скрипке вансамблях и гимназическом оркестре, которым руководил учитель математики Александр Николаевич Воробьев. Пристрастившись к музыке, гимназист с удивлением заметил, что занятия ею привели к успехам в математике. А «нетрафаретные» методы историка Александра Корниловича Кулагина впоследствии Николай Николаевич с успехом применял в своей педагогической практике.

Вероятно, под его влиянием Кнорринг поступил в Московский университет на историко-филологический факультет.

Музыка свела Кнорринга с семьей директора чувашской семинарии Ивана Яковлевича Яковлева: с его сыном Николаем они часто вместе играли, а спустя много лет встретились в Русском старческом доме под Парижем. Среди товарищей Кнорринга по Симбирской гимназии были будущий пушкинист Александр Сергеевич Поляков (сошлись на почве литературных пристрастий), известный геодезист, лауреат Сталинской премии Владимир Владимирович Каврайский (играли квартетом в его доме). Кнорринг с теплым чувством написал о прекрасном аккомпаниаторе Жене Абуткове – брате того самого Алексея Абуткова, который окончил жизнь в Аргентине, где создал народную консерваторию и пытался организовать коммуну.

Студент Московского университета Николай Кнорринг с восторгом вспоминал о Василии Осиповиче Ключевском, сочетавшем в себе «гений историка и дар преподавателя», о блестящих лекциях историка литературы Александра Ивановича Кирпичникова, читавшего «не по шаблону, а интимно». Студенты Московского университета активно участвовали в культурной жизни столицы, и Кнорринг отметил взволновавшее молодежь выступление Константина Бальмонта в Обществе любителей российской словесности, написал о таланте знаменитой певицы Надежды Забелы-Врубель, о присутствии композитора Николая РимскогоКорсакова на премьере оперы «Кащей Бессмертный», о Федоре Шаляпине, которого Николай Николаевич видел на концерте, но ни разу не слышал.

В 1907 году Кнорринг, а позднее его жена Марина и дочь Ирина переехали в Харьков. 12 лет преподавания в частной гимназии он назвал самым счастливым периодом в своей творческой деятельности. В 1919 году Кнорринги уехали на Кавказ, а в 1920 году были вынуждены эмигрировать в Тунис, в 1925 году во Францию. Кнорринг жил в Париже, был членом Союза русских писателей и журналистов во Франции, писал статьи, рецензии, издавал книги, работал в Тургеневской библиотеке. В 1943 году, так и не–дождавшись возвращения на родину, умерла его дочь Ирина. Она унаследовала от отца любовь к литературе, и годы спустя он опубликовал сборники ее стихов. На родину Кноррингу удалось вернуться только в 1955 году, но ему разрешили жить в Алма-Ате, где он и умер в 1967 году.

Анна Михайлова