27 мая этого года принят федеральный закон, меняющий всю организацию муниципальной власти в России. Как теперь будет устроена городская власть в Ульяновске, и скажется ли это на жизни простых ульяновцев?

Когда пару лет назад известному в городе предпринимателю Сергею Герасимову предложили занять должность главы администрации Засвияжского района, тот подумал, оценил ситуацию, взвесил все за и против и отказался. Ведь, по сути, в этой должности нет смысла: собственных средств у тебя никаких, реальных рычагов власти нет, а отвечаешь ты — за всё и перед всеми. То есть у районных властей реальной власти нет. Реальная власть у Городской Думы и городской администрации. Первая распределяет бюджет города, вторая контролирует все муниципальные службы, в которые этот бюджет уходит.

Чем такая централизация оборачивается на практике? Сияющим, ухоженным центром, где расположена горадминистрация и Городская Дума, и обшарпанными окраинами, до которых никому нет дела. Причем в этом нет злого умысла: просто централизованная власть объективно заинтересована в благоустройстве прежде всего центра, который она воспринимает как свою визитную карточку, как витрину, по которой будут судить о ее работе… А с точки зрения простого заволжца или засвияжца, для городских чиновников «все ульяновцы равны, но некоторые – равнее».

Простой злободневный пример: дорожную разметку в Ульяновске прежде всего наносят на центральных улицах Гончарова и Карла Маркса, а уж потом, по остаточному принципу, где-нибудь на проспекте Ленинского Комсомола в Новом городе. И меня, заволжца, такой порядок, конечно, устраивать не может. Чем я хуже жителей Ленинского района?

Есть и еще один нюанс. В том же Ленинском районе за последние несколько лет было отремонтировано только шесть фасадов зданий. То есть, городская власть даже свою витрину благоустроить толком не может, что уж говорить про благоустройство окраин.

Поэтому я бы предпочел, чтобы собранные в Заволжье налоги остались в районном же бюджете и были потрачены на решение проблем моего района. И если глава этого района тоже задумает позапускать фейерверки, я всегда смогу по-соседски зайти к нему в администрацию и побеседовать о смысле его должности. Пока же мне с ним даже говорить не о чем — на любой вопрос о благоустройстве у него всегда один ответ: мне на это денег не дали.

Как будет
Будет так, как решат депутаты Законодательного Собрания — у них есть полгода на разработку и принятие ульяновского варианта реформы муниципального самоуправления. Пока неизвестно, какие полномочия они планируют передать от горадминистрации в районы.

А раз так, самое время нам: засвияжцам, заволжцам и жителям Железнодорожного района — давить на своих депутатов, добиваясь для своих районов наибольших прав. Право выбирать районный Совет депутатов, право выбирать главу района, право формировать районный бюджет, право распоряжаться собранными в районе налогами.

Тем более, что губернатор Сергей Морозов настроен поддержать самые широкие полномочия районных муниципалитетов. На последнем аппаратном совещании глава региона прямо заявил Марине Беспаловой:

– Мне надоело, что вы меня постоянно подводите. Мы с вами договорились финансировать благоустройство областного центра 50 на 50. Областное правительство вложило в это 300 миллионов — в ремонт филармонии, детской школы искусств и т. д., а вы не вложили ни копейки. Если вы не заинтересованы в благоустройстве родного города, мы будем его благоустраивать без вас.

Реформа местного самоуправления предполагает создание в городе двухуровневой системы власти — районы решают реальные текущие проблемы, городская администрация определяет стратегию развития, ищет инвестиции и осуществляет представительские функции.

А как у них?
Двухуровневая система власти в крупных городах характерна для многих стран мира, имеющих глубокие традиции местного самоуправления. Это позволяет учитывать интересы различных внутригородских территориальных сообществ. Такая система местного самоуправления (далее — МСУ) действует, к примеру, во французских городах: Париже, Лионе, Марселе. Причем здесь «выборщики» от муниципалитетов первичного уровня (районов) избирают мэра на непрямых выборах, то есть население избирает депутатов в райсоветы, а те уже выбирают из своего состава мэра. Подобная же система широко применяется и в США.

Схожая модель, с учетом отечественных особенностей МСУ, теперь будет закреплена и в российском законодательстве, наряду с другими вариантами формирования органов власти в городах.

Максим КУЗНЕЦОВ