Андрей Волков
В Ульяновске начали серийно выпускать Ил-76. Раньше эти самолеты собирали в Ташкенте, и понадобилось целых семь лет, чтобы их стали производить в нашей стране. Для этого на базе ульяновского авиазавода построили специальный центр. К работе привлекли наиболее опытных специалистов из Узбекистана и Украины.
Путь в небо этот 100-тонный самолет начинает на земле: первый серийный Ил-76, собранный в Ульяновске, покидает цех окончательной сборки. На стапелях уже обретают очертания 13 других таких же машин. Всего для Вооруженных сил России здесь должны собрать 39 таких самолетов. При этом ульяновский Ил — не просто копия своего предшественника.
“Усилены шасси, усилены полы, что позволило увеличить взлетный вес со 190 до 210 тонн. Установлена современная авионика, современное оборудование, навигационные системы”, — рассказывает руководитель проекта Ил-76 Валерий Токарев.
Наладить российское производство Ил-76 удалось за пять лет. Для этого всю проектную бумажную документацию перевели на электронные носители, установили на заводе специальное оборудование и привлекли на завод десятки квалифицированных специалистов, в том числе и из стран СНГ.
“Примерно 50 процентов персонала приезжают из Узбекистана и 50 процентов — с Украины. Харьковский авиационный завод уже долго работает в полупростое — задержка зарплаты идет примерно полгода, и уровень зарплаты ниже”, — говорит директор по персоналу завода “Авиастар” Вадим Овейчук.
В Ульяновске авиастроителям обещают не только приличную зарплату, но и помощь при переезде и решении жилищных проблем. В этом микрорайоне уже получили квартиры 300 семей заводчан на условиях льготой ипотеки. Для вновь прибывших есть семейное общежитие, где только что открылась новая секция.
Как и положено, в новый дом первым входит рыжий Барсик. Здесь он будет жить в семье Божатовых — они приехали из украинского Запорожья всего три недели назад. В Ульяновске не было ни родственников, ни знакомых — только приглашение от руководства завода.
“Все, как было написано — все подтвердилось. Абсолютно все, что есть на сайте. И тут нам говорят — завтра вы получаете квартиру. Мы на радостях приехали, получили ключи, в течение 2-3 дней приобрели мебель”, — рассказывает Александра Божатова.
Это их первое семейное жилье — в Запорожье квартиру снимали. Там у них тоже была работа, но российское предложение оказалось гораздо более интересным — и по уровню зарплаты, и по социальным гарантиям, и по перспективам.
“Я до этого собирал маленькие самолеты. А здесь огромный самолет — там внутри можно ходить. Очень интересно — уже представляю себе, как я там работать буду”, — говорит Дмитрий Божатов.
До начала работы ребятам нужно будет пройти спецкурс обучения по российским стандартам — для этого при заводе организован специальный учебный центр. А сразу после зачисления в штат молодая семья Божатовых планирует перевезти с берегов Днепра на берега Волги двухлетнюю дочь Настю.
Уже несколько десятков молодых семей из разных республик бывшего СССР обрели свое первое семейное жилье в этом доме. Теперь все они — работники российского авиастроительного предприятия с ульяновской пропиской.