Похоже, становится доброй традицией в июне приглашать Бориса Гребенщикова с командой для выступления на заволжской турбазе. Организаторы раздают жаждущим бесплатные пригласительные, и на концерт собирается некий «клуб любителей БГ». «Заседание клуба» состоялось 14 числа.
«В хрустальном Захолустье — светло»
Если в прошлом году «Аквариум» выступал в небольшом зале ресторана турбазы (мы сидим — они поют), то на сей раз решили поставить эстраду на волжском берегу. Сам Борис Борисович был этому очень рад. Его вдохновляли и простор нашей Волги с бегущими по ней бурунами, и широкое полотно заката, и уютный сосновый лес вокруг. Поэтому и начал он с того, «как по Волге ходит одинокий бурлак, ходит бечевой небесных равнин…» А потом спел редко исполняемое «Письмо в Захолустье» с обновленным осенью прошлого года текстом:
«И я останусь смотреть, как в вашем сегодня
Бешено летят поезда;
Не поймите меня не так — я рад их движенью…»
Возможно, не удержался — прикололся над нами-провинциалами («А здесь как всегда: В хрустальном захолустьи светло;
Здесь нет ничего, что бы могло измениться…») — но, честно говоря, не обидно. «А мы, — как говаривал Пушкин, — ничем мы не блестим, хоть вам и рады простодушно».
Программу мэтр составил в основном из песен 90-х годов, причем явно с патриотическим отливом — видимо, природой навеяло. Пел произведения из «Русского альбома» 1991 года («Бурлак» и «Никита Рязанский»), «Библиотека Вавилона» 93-го («Серебро господа моего»), «Кострома mon amour» 94-го («Не пей вина, Гертруда»), «Навигатор» 95-го (песни «Навигатор» и «Гарсон №2″), «Снежный лев» 96-го («Дубровский» и «Максим-лесник»)…
Борису Борисовичу очень хотелось, чтобы здесь, на поляне над Волгой, было весело. В начале концерта он пригласил зрителей «плясать» и пошел в атаку со старыми добрыми рок-н-роллами: «Она может двигать», «Дарья-Дарья» (сделав ее диптихом вместе с утесовским «Сердцем»), «Глубоко в джунглях»… Ну как тут слушателям было не раскачаться и не пойти танцевать! А уже на загладочку БГ оставил долгожданные «Стаканы».
«Все они — красавцы, все они — поэты»
В прошлом году посетовала я, что не приехал к нам в составе группы скрипач Андрей Суротдинов. В этот раз Андрей прибыл. «Аквариум», надо сказать, умеет играть и без скрипки. Но когда на сцене Суротдинов со своим хай-тековским электронным инструментом, душа улетает куда-то на просторы «небесных равнин» при первых звуках его скрипки.
Рядом с самим Борисом Гребенщиковым, а также с заслуженным клавишником России Борисом Рубекиным и обаятельнейшим ударником и перкуссионистом Шаром (Шавкуновым) был в составе группы еще один гитарист, который в эти дни праздновал большую победу, — Алексей Зубарев. 9 июня на сочинском кинофестивале «Кинотавр» ему присудили Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму режиссера Александра Велединского «Географ глобус пропил». Кстати, премию за Алексея получал режиссер — Зубарев предпочел не прерывать гастроли «Аквариума».
Вот такие ребята играют в группе БГ!
Встреча с Бродским
Есть у нас с друзьями такая традиция: перед концертом известных музыкантов загадывать песни, которые хотелось бы послушать. А потом ждать: споет — не споет?
На этот раз как-то не загадывались конкретные номера. Но состоялся среди любителей БГ разговор о том, что автору пора бы спеть еще один «чужой» цикл песен, как пел он Вертинского и Окуджаву. Например, чьи? Ну, скажем, на стихи Иосифа Бродского…
Помечтали и забыли.
А на следующий после концерта день, в воскресенье — по радио, как всегда, «Авторская программа Бориса Гребенщикова «Аэростат». И посвящает ее БГ не экзотической музыке Индии или Центральной Америки, не современному року, а… российскому барду! Евгению Клячкину. Неожиданный и очень приятный для ценителей бардовской песни выбор! И говорит автор программы о том, что петербуржцу (ленинградцу) Евгению Клячкину, чья слава в 60-х — 80-х годах могла поспорить со славой мэтров, совершенно незаслуженно отведено теперь место в тени, хотя был это очень талантливый композитор, поэт, исполнитель. И выбирает для эфира БГ довольно редкие теперь записи в исполнении Клячкина на его собственные стихи, а также на стихи других поэтов, например, Михаила Анчарова. А потом включает в передачу песни из альбома Клячкина «Пилигримы» (1989 год) на стихи Бродского.
89-й год! Конец эры «винила». Сборника стихов Иосифа Бродского не достать ни за какие деньги — только самиздат. Знаем пару стихов: в студенческой общаге втихаря самые продвинутые пели «Мира и горя мимо, Мимо Мекки и Рима, Синим солнцем палимы, Идут по земле пилигримы…» — не объявляя имени автора (будущего Нобелевского лауреата), чтобы не нарваться. А тут — целый альбом! Бриллиантовое колье из творчества Бродского! «Из писем римскому другу», «Рождественский романс», «Ах, улыбнись!», «Романс Коломбины»…
Значит, и БГ в свое время так же трепетно слушал и хранил эту пластинку! А еще, как оказалось, сам в молодости пел Клячкина, отрабатывая бесплатный ночлег в Крыму. И вот в «Аэростате» звучит голос Евгения Клячкина:
«…Постелю тебе в саду под звездным небом
И скажу, как называются созвездья…»
Есть все-таки в нашей жизни какие-то неуловимые штуки, когда не успеешь о чем-то подумать, а оно — вот уже, по радио на кухне… Или это просто возраст и опыт?..
Ольга Ронжина