В регионе практически ничего не делается для того, чтобы сохранить рыбу в Куйбышевском водохранилище, считает заядлый рыбак Юрий Мигалов.

Запретить сети

Ульяновец Юрий Мигалов вырос на Волге и рыбачит с 10 лет. Профессиональным рыбаком не стал, но интерес к рыбалке не потерял. Хотя ему в этом году исполнится уже 60. Одним словом, заядлый рыбак, знает о проблемах ульяновского рыболовства не понаслышке.

– Меньше стало рыбы в Волге, — говорит он. — Здесь много факторов. Это и траловый лов (то есть при помощи мешкообразного сетного орудия лова — трала), который губит рыбу на корню. А ведь нам, по сути, и привозной хватает. После тралового лова рыба «мнется», в итоге половину улова выбрасывают. В Татарстане такой вид ловли запрещен.
Другая проблема — рыболовные сети. По мнению Юрия Мигалова, нужно запретить их продажу. Раньше они стоили дорого, не каждый мог купить. Сейчас рынок наводнили китайские и финские сети по 100-150 руб. Поэтому многие вместо удочек покупают эту дешевку. Растянут сети вечером, потом, как водится, напьются и забудут про них. В итоге попавшая рыба гниет.
– Я предлагаю на уровне региона запретить ввоз и реализацию сетей, как, например, паленой водки, — говорит Юрий Николаевич. — Надо штрафовать такие магазины или вообще закрывать торговую точку.

Браконьеры тут и там
Большая проблема — браконьеры, которые теперь действуют нагло и открыто. Дошло до того, что перегораживают сетями целые заливы.

– Все эти полицейские рейды или рейды рыбинспекторов — капля в море, — считает Юрий Мигалов. — Практически бездействует региональное Общество рыболовов. Одиночные рейды этой организации по заливам — как мертвому припарка. Хотя рыбинспекторы прекрасно знают места, где орудуют браконьеры. Вот только уезжают нарушители с места промысла, как правило, в пять утра. Все делают заранее вечером. Поэтому их трудно поймать.

Еще одно ноу-хау от Мигалова. Сейчас нельзя на машинах подъезжать к водоемам ближе 200 метров. Для многих рыбаков это неудобно, и они нарушают закон. Сотрудникам рыбинспекции, вместо того, чтобы ездить по заливам и выискивать нарушителей, нужно фотографировать такие машины, а потом применять административные санкции.

Также можно поставить стационарные посты в местах активного рыболовства, хотя бы на время нереста. Проверять все машины, выезжающие со стороны Волги. Ведь любой рыбак на глаз сможет определить, каким способом поймали ту или иную рыбу.

Без икры
Губит рыбу также сброс воды в водохранилище.
– Ведь что происходит? Рыба отметала икру, а тут сброс воды. В итоге икра осталась на верхушке, например, пирса. Она либо засохнет, либо ее склюют птицы.

В этом году Юрий Мигалов вел дневник сброса воды в Волге. В конце апреля, буквально перед нерестом, уровень был на отметке 53,04 м, что вполне нормально. 5 мая воду сбросили, и стало 51,80 м, то есть скинули почти на 1,20. Это уже ощутимо. А 20 мая уровень воды в водохранилище опустился до отметки в 51,50 м. И только потом начался медленный подъем воды, когда рыба практически отметала икру.

– Мы пытались выяснить, почему такой большой сброс воды был в водохранилище этой весной, — говорит Юрий Мигалов. — Нам объяснили: нужна была вода в низовьях Волги, где метали икру ценные породы рыб. Но почему только у нас произошел сброс? Ведь верхние ГЭС воду не сбрасывали. У них осталась высокая вода. Может, другие регионы заботятся о воспроизводстве рыбы?
Кстати, в Чебоксарах начали разводить стерлядку и выпускать в свои местные водоемы. У нас стерляди практически нет, если ее и ловят промышленники, то от силы одну-две за все лето. Этой рыбе нужна проточная вода. А наша Волга превращается в болото. Например, в Старомайнском заливе вода уже «гниет». А по всему водохранилищу плавают сотни дохлых рыб (в том числе ерш, судак).
Нужно спасать рыбу! А то через несколько лет нам придется ездить рыбачить в другие регионы за большие деньги.

Блиц-интервью с заядлым рыбаком:

– Ваш самый большой улов?
– Однажды поймал за день 40 кг рыбы одной удочкой и одним крючком.
– Встречались ли вам пираньи в Волге?
– Пиранью не видел. Но байки ходят на уровне рыбаков. А вот черепаху, правда, мертвую, видел в Ивановском заливе в камышах, это возле аэропорта «Восточный». Там дачи. Может, убежала у кого.
– А какую экзотическую рыбу поймали за все время?
– Однажды поймал иглу. Даже засушил и повесил у себя дома. А в основном идет подлещик, густера.

Арсений КОРОЛЕВ