Городская администрация вернулась к идее введения в городе электронной системы оплаты проезда в городском транспорте. В планах — создание единого оператора платежей и оснащение всех кондукторов считывающими устройствами для электронных карт. К участию в системе планируется привлечь в качестве соэмитента и банк. Эксперты утверждают, что возврат к идее может быть вызван требованием федеральных властей.

CIMG6149

Напомним, что идея введения транспортных карт обсуждалась в городе уже несколько лет и нашла свое отражение в программе развития городского транспорта до 2017 года, которая предусматривала финансирование на внедрение системе в размере 11 миллионов рублей. За эти деньги предполагалось поставить в городе 18 терминалов для продажи электронных карт и закупить 220 считывающих терминалов для кондукторов.

Через несколько месяцев после принятия программы в неё были внесены изменения. В итоге из программы на ближайшие годы были исключены практически все дополнительные затраты кроме субсидирования проезда льготников. Под сокращение попала и идея о введении электронных транспортных карт.

Судя по всему, несмотря на это администрация Ульяновска не поставила крест на идее. На этой неделе был опубликован проект постановления «О введении электронной системы оплаты проезда в транспорте общего пользования на регулярных городских маршрутах муниципального образования «город Ульяновск».

Систему планируется внедрять исключительно в МУП «Ульяновскэлектротранс» и в ПАТП-1. Таким образом, согласно проекту, частные перевозчики будут освобождены от обязательств по обслуживанию по электронным транспортным картам.

Предполагается, что в рамках реализации идеи будут создан единый оператор, который будет заниматься выпуском и обслуживанием транспортных карт, а также поддерживать деятельность процессингового центра. Сами карты планируется сделать номерными, а функционал процессинга дополнить учетом количества поездок по каждой карте.

Продажу карт предполагается организовать всем желающим через партнеров оператора системы, а льготникам выдавать карты бесплатно после предъявления документов, которые подтверждают право на льготный проезд. Для льготников карты должны быть персонифицированными.

Использование карты не будет исключать обилечивания. Предполагается, что кондуктор после считывания данных карты с помощью ручного терминала будет выдавать бумажный билет.

За чей счет будет финансироваться система? Ответа на этот вопрос нам получить не удалось. В МУП «Ульяновскэлектротранс» нам заявили, что пока вопрос внедрения «электронного проезда» находится на стадии обсуждения и никакой конкретики о времени её внедрения нет.
В администрации Ульяновска подтвердили это мнение и отметили, что пока нет определенности и с источниками финансирования системы.

В самом же проекте отмечено, что «порядок возмещения расходов транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку граждан отдельных категорий на транспорте общего пользования по регулярным городским маршрутам с использованием транспортных карт, определяется Правительством Ульяновской области». Можно предположить, что город хочет полностью снять с себя функцию оператора субсидий на компенсацию проезда на городском транспорте льготных категорий граждан и с помощью внедрения электронной системы организовать прямые платежи между областным бюджетом и непосредственно городскими перевозчиками.

В этой связи можно отметить, что недавно подстанции МУП «Ульяновскэлектротранс» грозили отключить энергетики из-за большого долга предприятия за электроэнергию, который, по словам представителей МУП, образовался из-за несоблюдения графика перевода бюджетных компенсаций за перевозку льготников на счет предприятия. В результате этого транспортники лишились возможности оплатить долг перед энергетиками.

Руководитель общественной организации «Ульяновцы за трамвай» Андрей Елисеев утверждает, что внедрение точного учета количества перевезенных льготников может быть вызвано требованием федеральных властей, которые субсидируют перевозку льготников соответствующего уровня.

«Они говорят — нам не нужны ваши расчеты, мы платим за конкретно оказанную услугу» – утверждает господин Елисеев, напоминая о том, что в настоящее время в Москву предоставляются не конкретные данные по количеству перевезенных льготников, а приблизительные расчеты.

При этом городу и области внедрение точного учета может быть невыгодным. «Пробовали на автобусах [систему внедряли на 30-м маршруте] и поняли, что область будет в пролете. После этого мягко замяли дело» – говорит Андрей Елисеев и приводит в качестве примера Самару, где после внедрения учета сумма субсидий за перевозку городских и областных льготников выросла в несколько раз.