Возможность размещения в Ульяновске нового памятника и памятного знака обсудили на заседании научно-экспертного совета по охране культурного наследия. Кроме того, сдвинулось с мертвой точки дело о постановке на государственную охрану Вознесенского некрополя: наконец определился собственник, на которого ляжет бремя содержания его в порядке.
Памяти велочехов
Не встретила возражений у краеведов и архитекторов просьба Чехии установить на старом городском кладбище памятник чешским легионерам. Об этом проекте «СК» писал 27 мая в статье «Чешских мятежников увековечат». Согласовали и место установки монумента – справа от центрального входа, вдоль ограды кладбища. По словам археолога Юрия Семыкина и архивиста Антона Шабалкина, не исключено, что на выбранном участке остались захоронения, хотя сведений о похороненных в Государственном архиве Ульяновской области нет. А хоронить могли на одном и том же участке спустя определенное время и дважды, и трижды. Но, подчеркнул Семыкин, прежде установки памятного знака участок изучат археологи, и в случае обнаружения останков их перезахоронят. «Никакого греха в этом нет», – считает археолог.
По запросу Департамента по культурному наследию Ульяновской области чехи прислали фотографию, на которой запечатлена похоронная процессия в Симбирске. Краевед Юрий Козлов добавил, что чехи хоронили своих соотечественников очень торжественно, вплоть до того, что первое отпевание погибших проходило не в рядовой церкви, а в соборе. На плитах будут выбиты имена 94 легионеров. В каких именно могилах покоятся их останки – неизвестно, но сомнений в том, что они лежат на старом ульяновском кладбище, тоже нет: об этом свидетельствуют заметки в симбирских газетах. Краеведы говорят, что, как минимум, одно захоронение есть и на территории Винновс-кой рощи. Установят памятный знак за счет чешской стороны.
Воскресенский некрополь
Само кладбище на улице Карла Маркса единогласно решили поставить на государственную охрану. Причем с легкой руки Шабалкина это место все чаще называют Воскресенским некрополем – по имени кладбищенской Воскресенской церкви. Собственно, сам архивист не раз поднимал тему постановки на охрану единственного довольно хорошо сохранившегося кладбища с дореволюционными захоронениями. Единичные могилы Покровского некрополя и еврейского кладбища – не в счет, ведь на Воскресенском более 60 «ярких» захоронений. Архивист напомнил коллегам по экспертному совету, что доподлинно известна точная дата открытия этого кладбища – 15 июля 1874 года по старому стилю. Здесь покоится городской голова Симбирска Николай Александрович Чебоксаров (руководил городом в 1891-1893 годах) – о могилах других городских глав и губернаторов на этом кладбище информации не сохранилось. Назвал Шабалкин и другие захоронения – перенесенные с Духосо-шественского кладбища могилы отца и сына Минаевых, матери певицы Ирмы Голодяевской (там же покоится и прах самой Ирмы, привезенный из крематория), надгробие князя Сергея Михайловича Баратаева и его матери. Здесь же похоронен тесть Аркадия Пластова – Алексей Николаевич фон Вик, представитель известной купеческой семьи Семен Иванович Зеленков, начальник Ульяновского высшего гвардейского танкового училища Петр Евдокимович Шу-ров. Известного в свое время священника Александра Михайловича Керенского монашки из уважения несли на руках до самого кладбища.
По мнению Шабалкина, кладбище нужно ставить на охрану полностью, так как и на более поздних его участках похоронены достойные люди. Например, белый генерал-майор Владимир Иванович Постовский, полный кавалер ордена Славы Александр Михайлович Аблуков и другие. Смерть свела в одном месте врачей и учителей, красных и белых, купцов и артистов. Несмотря на то, что кладбище считается закрытым, на нем изредка продолжают хоронить, например, священнослужителей. Выполнена посмертная просьба заслуженной артистки РСФСР, артистки Ульяновского драмтеатра Лии Ефимовны Радиной, похороненной на старом кладбище в 2000 году рядом с ее мужем – заслуженным артистом РСФСР Матвеем Филипповичем Шарымовым. Считалось, что на этом участке ранее не было захоронений, но, пока рыли могилу для Радиной, обнаружили три истлевших гроба.
При том, что внимание к некрополю сохраняется и люди поддерживают многие могилы в порядке – например, в прошлом году офтальмологи собрали средства на новое надгробие для могилы врача Григория Ивановича Сурова, – существует и некий нездоровый интерес к нему: вандалы нередко воруют часть оград. Поэтому охрана и должный уход кладбищу очень нужны. А в 2014 году наконец определен собственник кладбища: оно, как и остальные 23 городских кладбища, закреплено за Городской специализированной похоронной службой. Теперь есть смысл ставить некрополь на охрану,так как будет с кем заключать охранное обязательство, подытожил директор департамента по культурному наследию Шарпудин Хаутиев.
Сквер курсантов
Новый монумент решили установить в Ульяновске военные. Памятник курсантам призван служить напоминанием о всех военных училищах, школах и курсах, которые существовали в разное время в Симбирске-Ульяновске. Небольшой провициальный город в свое время принял на подготовку и переподготовку многих людей, которые впоследствии стали героями. И, пошутили на совете, увозили из Ульяновска невест. По словам генерал-майора в отставке Михаила Чугуряева, это будет памятник и погибшим в годы войны, и выжившим воинам-победителям. В городской администрации, обсудив разные варианты размещения памятника, выбрали угол улиц Красноармейской и Орлова. Памятник и разбитый вокруг него сквер благоустроят ныне заброшенную территорию рядом с Центром детского творчества (ул. Красноармейская, 53).
Не возражая против идеи установки самого памятника, некоторые члены совета выразили сомнение в выборе места для него. Мол, тема слишком значительная для такого удаленного и «случайно» выбранного участка. Странно, что эспланада, обычно рьяно защищаемая от установки новых монументов, на этот раз названа в качестве более подходящей площадки. В ответ на упрек в необоснованности места для памятника автор проекта скульптор Олег Клюев возразил.
что «и Ленин в своем пальто на площади не стоял, и Ульянов на улице детей не учил, и Карла Маркса в Ульяновске никогда не было». А военные подчеркнули, что выбрали место, равноудаленное от зданий трех основных военных училищ, чтобы «никому обидно не было». Бывшим курсантам, приезжающим на встречи, встречаться здесь, практически в центре города, будет удобно. Военных поддержали краевед Юрий Козлов и архитектор Олег Владимиров, напомнившие, что в 1960-х годах именно там был центр социокультурной жизни города. Хотя мнения присутствовавших разделились, большинство проголосовало в пользу предложенной территории, и есть все шансы, что бронзовый памятник курсантам установят к 70-летию Победы.
Анна ШКОЛЬНАЯ
Не возражаю
но надо бы вспомнить, кто и зачем взорвал старый мост. История – такая штука, что надо бы смотреть честно на ее причуды. Против чехов ничего не имею.
Аннушка,радость
ВЕЛОче…?
Аннушка,радость
Ульянов,был огненно рыжий!
Правильно!
А чего ему было стоять в пальто? Он лежал под фонарным столбом, напившись отличного пива, и укрывшись этим самым пальто от ночного пения птичек.
Ефрейтор
Подтверждаю !
Ефрейтор
Ильич пальто даже потерял