24 июня в Законодательном Собрании состоялось расширенное совещание по вопросам реализации в Ульяновской области положений федерального закона от 27 мая 2014 года № 136 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В совещании приняли участие Председатель Законодательного Собрания Анатолий Бакаев, депутаты регионального парламента, депутаты Ульяновской Городской Думы, представительных органов районов и поселений Ульяновской области, члены Общественной палаты Ульяновской области, представители территориального общественного самоуправления, политических партий.

Открывая совещание, Анатолий Бакаев отметил, что цель принятого федерального закона №136 – сделать политическую систему в России более демократичной, соответствующей интересам граждан. По сути, новый закон – это шаг к укреплению федерализации, так как многообразие форм организации местной власти позволит принимать более эффективные решения по различным вопросам местного значения. Также Анатолий Бакаев подчеркнул, что закон предполагает широкое общественное обсуждение выбора наиболее подходящей структуры местной власти.

– Здесь могут быть разные точки зрения, и мы это предвидим. Но нам необходимо все их обсудить, принять взвешенные, обдуманные решения. Местное самоуправление должно действительно стать самым доступным для населения уровнем публичной власти, – сказал Председатель Законодательного Собрания.

Федеральным законом вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Они могут образовываться в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления округа и района могут разграничиваться и перераспределяться между ними. Представительные органы округов формируются двумя способами. Первый – из состава представительных органов районов (при этом законом региона может быть установлена норма представительства районов, входящих в состав округа, исходя из численности населения районов). Второй – избрание на муниципальных выборах.

В соответствии с законом региона и уставом муниципального образования его глава избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В первом случае глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Во втором – исполняет полномочия председателя представительного органа муниципалитета.

– Сегодня на территории Российской Федерации сложилась ситуация, когда между региональным и муниципальным уровнями власти существуют определенные противоречия, – считает председатель комитета регионального парламента по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества Василий Гвоздев, – Не всегда полномочия муниципалитетов подкреплены финансовыми ресурсами. Бывает, что гражданам трудно «достучаться» до своих депутатов муниципального уровня. Сегодня поправки в федеральный закон № 136 дают регионам право в индивидуальном режиме и исходя из местных особенностей внести необходимые изменения в региональное законодательство. Это очень своевременный и правильный закон. Наша задача на уровне Законодательного Собрания – обеспечить максимально широкое общественное обсуждение этого закона, в том числе с политическим партиями. Уверен, что изменения, внесенные в федеральный закон № 136, коснутся фактически каждого человека, так как затронут систему управления регионом, распределения полномочий и финансовых потоков. Наша задача – сделать систему управления регионом, структуру власти и систему избрания депутатов эффективными, чтобы депутат нес ответственность перед населением, а каждый человек знал своего депутата.

Федеральный закон №136 вносит серьезные изменения в систему местного самоуправления, он направлен на улучшение жизни населения, – сказала председатель комитета регионального парламента по строительству, промышленности транспорту и дорожному хозяйству Алсу Садретдинова, – В настоящее время районные администрации не имеют реального финансирования, которое помогло бы решать вопросы местного значения. В соответствии с новым законом такое финансирование предусмотрено, а значит, районные администрации смогут решать проблемы благоустройства, ремонта дорог, строительства детских площадок и многие другие.

По мнению члена Общественной палаты Ульяновской области Венеры Барташовой, российское законодательство идет по пути предоставления выбора модели местного самоуправления, и это – общемировая практика. Цель этого процесса – повысить эффективность власти и приблизить к ней население.

После активного обсуждения был принят следующий проект резолюции:

1. Поддержать проект закона Ульяновской области, предусматривающий возврат в ведение сельских поселений Ульяновской области отдельных вопросов местного значения до 1 января 2015 года.

2. Рекомендовать Правительству Ульяновской области до 1 октября 2014 года подготовить законопроект, предусматривающий наиболее эффективную систему распределения полномочий между поселенческим и районным уровнями местного самоуправления в Ульяновской области в зависимости от возможностей отдельных поселений.

3. Рекомендовать комитету Законодательного Собрания Ульяновской области по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Ульяновской области проект закона Ульяновской области в котором:

3.1. Предусмотреть сохранение, действующей в абсолютном большинстве муниципальных образований Ульяновской области, системы избрания глав муниципальных образований из составов представительных органов;

3.2. Предусмотреть формирование представительных органов муниципальных районов из глав и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» организовать публичное обсуждение возможности преобразования муниципального образования «город Ульяновск» в городской округ с внутригородским делением и наделением внутригородских районов города статусом муниципальных образований.