Сегодня у нас проходит семинар- совещание субъектов РФ ПФО по вопросам открытого государственного управления и общественного контроля под руководством Михаила Абызова. Регионы делятся своим опытом. Напишу о том, как у нас выстроена эта работа.
В последнее время мне часто задают примерно одни и те же вопросы. Задают коллеги из других регионов, журналисты, инвесторы, российские и иностранные эксперты. «А в чем секрет успеха Ульяновской области?» «Как вам удалось за короткое время буквально ворваться в число регионов-лидеров по самым разным направлениям: и по условиям ведения бизнеса, и по темпам роста инвестиций, и в сфере инновационной деятельности, и в реализации проекта «Открытое правительство»? Я неизменно отвечаю, что главным нашим ресурсом, основным конкурентным преимуществом является постоянная работа над повышением качества управления. Мы стремимся выстроить адекватную, эффективную систему управления по всем приоритетным направлениям нашего развития.
Именно проектное управление является важнейшей составляющей развития человеческого потенциала региона. При этом мы понимаем, что управленческие отношения нельзя сводить только к государственному управлению.
Система регионального управления – это правильно выстроенная эффективная система взаимодействия всех участников: власти, местного самоуправления, общественности, бизнеса, экспертного сообщества. Это, прежде всего, эффективная коммуникационная структура, позволяющая максимально использовать ресурсы самых различных социальных групп и сообществ.
Система открытого управления работает и как инструмент отбора и подбора интересных, активных людей и сообществ. В лице экспертов, общественников, их коллег я обрёл много единомышленников. Увидел, что вокруг живет большое количество неравнодушных, умных, толковых людей, с которыми по плечу любая проблема.
Прошедшие полтора-два года обогатили нас новым опытом по выстраиванию системы открытости и повышению качества управления.
– Переформатируется деятельность Общественной палаты.
На две трети обновилась региональная Общественная палата и послезавтра состоится ее первое заседание в новом составе, который серьезно отличается от предыдущих созывов. Большинство членов палаты представляют отраслевые трудовые сообщества, профсоюзы, ведущие общественные организации.
Региональная Общественная палата работает в тесном взаимодействии с муниципальными общественными палатами, которые в настоящее формируются по такому же принципу. Создание общественных палат на уровне муниципальных образований – это отдельное очень важное направление работы. В рамках создания региональной «вертикали» Общественных палат внесены изменения в областной закон об общественной палате, в котором впервые среди субъектов Российской Федерации разработан механизм организации муниципальных общественных палат.
Принято решение о значительном повышении статуса общественных палат региона и расширении их полномочий. В Ульяновской области мы вводим практику «нулевых чтений» законопроектов и нормативных правовых актов. При «нулевом чтении» законопроекты будут проходить обсуждения не в стенах областного парламента или городских и районных Советов, а на площадках Общественной палаты региона, муниципальных общественных палат. Именно там станут формироваться концепция, идея и первые наброски законодательных инициатив, которые в дальнейшем лягут в основу нормативных актов. А уже потом они уйдут в доработку и будут рассматриваться другими депутатами и другими инстанциями.
– Мы фактически произвели «перезагрузку» отраслевых общественных советов, исключив из их состава чиновников. Кроме того, был изменен порядок формирования общественных советов при отраслях и ведомствах – все кандидатуры теперь будут проходить согласование в региональной Общественной палате.
Важнейшим элементом открытости управления становятся отраслевые общественные палаты: Медицинская палата, Экологическая палата, формирующаяся Педагогическая палата. Мы предполагаем сформировать аналогичные общественные палаты в сфере градостроительства и ЖКХ, в вопросах комплексного развития сельских территорий. Более того, сейчас уже подготовлен законопроект о региональных отраслевых общественных палатах. По сути, эти палаты выполняют функции основных экспертных площадок, формируемых по отраслевому принципу. Этим отраслевые палаты отличаются от общественных советов при исполнительных органах власти, которые включают в себя преимущественно активных людей, гражданских активистов и играют роль общественного контроля.
– Полтора года назад мы создали Экспертный совет при Правительстве области – очень сильный и по составу, и по потенциалу влияния. Буквально два дня назад мы провели очень полезное обсуждение проекта обновленной Стратегии развития Ульяновской области до 2020 года. В нем приняли участие разработчики Стратегии из Высшей школы экономики и члены областного Экспертного совета. И должен вам сказать, я с удовольствием отметил для себя очень высокий профессиональный уровень наших экспертов, которые достаточно жестко подвергли конструктивной критике целый ряд разделов Стратегии.
За очень небольшой срок я получил от экспертов не менее десятка очень интересных, очень полезных аналитических записок по самым разным актуальным проблемам области: по развитию общественного транспорта, по градостроительной политике, по развитию научно-инновационного потенциала, по экологической тематике – не буду все перечислять. Главное в этих материалах то, что эксперты предлагают конкретные управленческие решения серьезных проблем.
– Очень важно, чтобы площадки взаимодействия власти и общества находились, так сказать «в шаговой доступности» от наших граждан. Поэтому мы выстроили целостную многоуровневую систему таких площадок по самым разным направлениям.
Например, мы регулярно проводим «Неделю предпринимательских инициатив» – один раз в квартал в течение недели организуется площадки во всех муниципалитетах, когда любой предприниматель имеет возможность выступить с инициативой и предложением по изменению нормативного регулирования бизнеса. Затем эти инициативы обобщаются, систематизируются на областном уровне и в качестве законодательных инициатив от Ульяновской области предлагаются федеральному центру.
На принципах многоуровневости создана новая система общественного контроля в Ульяновской области. Фактически следует говорить о контролирующей гражданской вертикали, «протянутой» от общеобластного центра до уровня конкретного дома, двора, улицы, населённого пункта (до самой дальней окраины). Именно для этого мы приняли решение преобразовать Палату справедливости в Палату справедливости и общественного контроля. Сейчас выстроена региональная «вертикаль» общественного контроля в Ульяновской области: сформированы местные советы, полноценно заработали муниципальные палаты справедливости и общественного контроля, начинает свою работу областной Совета по вопросам общественного контроля в Палате справедливости.
Это пока единственный опыт государственно-общественного партнерства в Российской Федерации. Такая трансформация позволила обеспечить общерегиональную координацию всех контролирующих инстанций и выстроить вертикаль общественных активистов – контролёров от поселкового до областного уровней. Совет по вопросам общественного контроля является уникальным для России.
Сейчас перед нами стоит задача добиться того, чтобы вся выстроенная интегрированная вертикаль контроля, начиная от конкретного поселения, до уровня муниципального образования и общеобластного общественного совета заработала именно как система государственно-общественного партнерства.
Мы намерны двигаться от выявления отдельных случаев нарушения законодательства, волокиты или головотяпства к системным решениям. Общественная составляющая позволит действовать точечно, адресно. И при этом все сигналы, поступающие Совета по вопросам общественного контроля, будут незамедлительно попадать в сферу внимания исполнительных органов власти, муниципалитетов, надзорных органов. То есть здесь вступает в силу уже потенциал государственного контроля.
И я хочу отметить, что уже есть результаты работы. Так, благодаря активной позиции и Общественной палаты региона и Палаты справедливости и общественного контроля, благодаря их настоятельным рекомендациям у нас был снят с должность глава администрации одного из муниципальных образований и несколько заместителей.
– В связи с этим, я хочу сказать еще об одном важном направлении работы – изменению подходов в кадровой политике региона. Мы ставим задачу перейти к системе меритократии – власти достойных. В состав кадровых комиссий разных уровней вошли представители региональных и муниципальных Общественных палат и Палат справедливости и общественного контроля.
Таким образом, успех нашего региона определяется тем, что нам удалось выстроить систему непосредственного взаимодействия власти с самыми разными общественными группами. А конституирующими элементами этой системы являются Общественная палата – как действенный инструмент опережающего, упреждающего разрешения только еще зарождающихся проблем нашего развития. И Палата справедливости и общественного контроля – как инструмент оперативного, я бы сказал «хирургического» вмешательства и решения наболевших вопросов.
Какие вижу проблемы и зоны развития.
Экспертные и общественные советы при федеральных структурах достаточно активно работают только в Москве. На уровне регионов и, особенно, муниципалитетов их деятельность практически не видна (часто их просто нет, или они существуют формально). При этом именно на нижестоящих уровнях концентрируется наибольшее количество проблем, вызывающих недовольство граждан.
Многие федеральные министерства, формально декларируя открытость, действуют в худших традициях «закрытой власти». Приведу только один совсем свежий пример.
Министерство культура России подготовило Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, которая в конце мая была утверждена распоряжением Правительства. Данная Стратегия публично не обсуждалась и была утверждена без учёта мнения Ульяновской области, возможно и других регионов. При этом Ульяновская область имеет серьёзные наработки в сфере туризма – «красный маршрут». И уже больше года назад мы представили сначала Президенту, а по его поручению и Министерству культуры замечательный грандиозный проект создания в Ульяновске культурно-туристического кластера «Музей СССР», который заслуживают того, чтобы быть включённым в федеральную Стратегию.
Поэтому считаю, необходимо сформировать комплексную многоуровневую организационную структуру общественного контроля, которая охватывала бы всю вертикаль – «федеральный центр – округ – регионы – муниципалитеты – поселения». Это позволит обеспечить на федеральном уровне координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных структур в сфере общественного контроля. Для этого следует:
– сформировать единую информационно-аналитическую и методическую базу общественного контроля в регионах и муниципальных образованиях;
– использовать и совершенствовать все кадровые возможности в данной сфере, вплоть до формирования института общественных экспертов по конкретным направлениям экономического, социального, культурного, правового, управленческого развития;
– активно распространять успешный опыт общественного контроля на всех уровнях.
Второе. Следует развивать формы прямого взаимодействия федеральных и региональных общественных структур в сфере реализации проектов открытости и общественного контроля. Для этого имеет смысл заключать прямые соглашения о взаимодействии между общественными, экспертными советами, при федеральных органах власти и аналогичными общественными структурами в регионах.
??????
Как всё странно в нашей стране и в области!!!
Обобщаем мифический опыт какого-то “открытого правительства”, а в тоже время не можем заставить Губернатора ежедневно выполнять свои обязанности – контролировать работу своих подчинённых, чтобы они не разбазаривали народные деньги!!!
http://misanec.ru/2014/06/26/ministr-chepuhin-ne-kontroliruet/
Ведь они, как и вы, работают только на рейтинги, а не на дело!!!!!!!
Головокружение от успехов (в.И. Ленин)
В последнее время мне часто задают примерно одни и те же вопросы. Задают коллеги из других регионов, журналисты, инвесторы, российские и иностранные эксперты. «А в чем секрет успеха Ульяновской области?»
Где эти успехи? в асмусовых процентах роста к 1913 году? В амбициозных (ничем не обоснованных) проектах и удушающих налогах на средний бизнес, которые оплачивают налоговые льготы за иностранные предприятия, экологически вредные и морально устаревшие? В коллективной безответственности правительств, экспертов, советников и всяческих общественных контрольных палат, администраций всех уровней?
Насмус
В 1913 году холодиьник был в одной семье, у Царя.
Сейчас холодильники есть у 98% ульяновских семей.
Про компьютеры я, даже, не говорю.
Область развивается!
Viktor Kamenev
Меринократия – что-то новенькое. Власть сивых меринов?
Сколько пустых пафосных слов! На деле же всей этой своре паразитов слабо даже работу торгового ларька организовать, а за власть в области цепляются. Создайте, господа хотя бы одно идеальное предприятие, соответстующее вашим же требованиям. Что бы все санитарно-пожарные нормы, чтобы легальные работники с вашей “средней зарплатой” и со всеми соцгарантиями, чтобы все налоги платились, чтобы территорию вокруг вылизывали и чехлились на все ваши “праздники”, что бы взяток недавали и чтобы при этом “экономически росли”. Хоть одно такое предприятие благодаря асмусам существует в Ульяновске?
Прекратите галлюцинировать, Сергей Иванович – «А в чем секрет успеха Ульяновской области?»!
Иван
Перечисление через запятую( так называемых составлящих) “власти” и “самоуправления” свидетельствует о незнании Морозовым фундаментальных конституционных основ. По хорошему, Морозова надо аттестовать и…вероятно, отранять от занимаемой должности. Абызов – не дурак, но вряд ли это отметит – им другие исполнители и не нужны на региональном уровне.
Аноним
Похоже на раздвоение личности!
официальная статистика (росстат
Ульяновская область за девять лет правления “передовика” в социально-экономическом развитии регионов ушла с 43 места на 49-е. Успех очевиден.
Аноним
И хто это такой непонятливый, который все задает вопросы и задает?
Деев М.Д.
Что то не слышно Шурика Кругликова “ГОлова профессора Кругликова” болит от действий Куринного. Молчит и не высказывает о том, как надо развивать регион. Куринному же надо что бы в регионе было плохо. И на этой волне он хочет попасть в ГД РФ. Читайте предложения Морозова С.И. конспектируйте. Хамить не надо. Если народу в регионе было плохо он вышел бы на митинги, а этого нет. Военные пенсионеры когда у них были проблемы выходили на диалог с властью и решали все вопросы, в том числе и с Морозовым С.И. Спасибо ему от жен военных пенсионеров.
Мишане от Головы
Если бы нефть осталась на уровне 20 долларов, а не нынешних 110, то Морозова давно смели бы пенсионеры ( не только военные) вместе со своими женами. При повышении тарифов в десять с лишним раз пенсиии увеличены в 2.5 раза. И при чем здесь губер? Он за тарифы ответить не может – на центр кивает, а к пенсиям и льготам вообще никакого отношения не имеет.
Мишань, когда не профессорской головой начнешь думать?
Кругликов
Миша, если ты чего-то не слышишь и не видишь ещё не значит, что этого не существует. Куринному надо что бы в Ульяновске работали федеральные законы – это плохо? Народу в Ульяновске при Морозове плохо – только ты, Миша, не видишь, что население сокращается и даже мигранты к нам едут в последнюю очередь. А вот на митинги провоцировать народ не надо, братоубийственная война на Украине идет из-за таких как ты провокаторов.
А вообще Миша, про таких как ты говорят: “Лучше достойный враг, чем бестолковый друг!”. Пиши лучше анонимно, как при советской власти ты писал на Морозова, не позорься!