В палитру богатой истории региона, хранимой музеями Ульяновска, добавляет свои оттенки и музей истории УлГУ.

Помимо сине-белых корпоративных красок вуза это практически все цвета радуги – ведь молодой классический университет живёт яркой и насыщенной жизнью.

– Какова миссия музея в современном мире помимо сохранения исторических ценностей и как ее выполняет университетский музей? – интересуется “Вестник” у заведующей музеем Галины КРУГЛОВОЙ.

– Музей считается одним из самых консервативных учреждений культуры, но сейчас он заметно преобразился. Общество по-прежнему испытывает потребность прийти в музей, но молодое поколение с его увлечением гаджетами и разнообразными новациями, конечно, хочет увидеть новые технологии. И музейщики стараются привлечь молодежь – при помощи сенсорных киосков, виртуальных экскурсий. А потом, воспитав своего зрителя, мы получаем вдумчивого посетителя, который уже приходит осознанно, чтобы познакомиться с музеем в его классическом воплощении. А миссия музея была, есть и будет одна – помимо уже обозначенного вами статуса хранителя уходящей эпохи – помочь человеку осознать себя. Чтобы, опираясь на опыт прошлых поколений, наш современник смог понять, кто он есть и как соотносится с внешним миром, осознал себя частью большой истории, культуры, нации, носителем традиций. И наш музей вносит свою лепту в это общее дело. Не случайно каждую осень проводится акция “Первокурсник в музее”. Только что поступившие в университет ребята, знакомясь с историей вуза, чувствуют, что теперь они – часть большой семьи. Радостно, что первокурсники после экскурсии оставляют в книге отзывов запись о своем желании продолжать славную историю УлГУ.

– Бытует мнение, что нынешним студентам мало что интересно. Какими видите их вы в контексте университетской истории?

– Нельзя судить о целом поколении по отдельным негативным проявлениям. Все студенты разные. Считаю, что в музей все-таки приходит публика, изначально имеющая интерес. Особенно хочется отметить студентов медфака – дружные, настроенные на позитивное восприятие мира, они заряжают своей энергией.

– Какое место занимает музей истории УлГУ в системе культурных учреждений региона, как вы взаимодействуете с коллегами?

– Профиль нашего учреждения – исторический, категория – “ведомственный музей образовательного учреждения”. Уже много лет мы входим в ассоциацию музеев, а с прошлого года – и в совет музеев Ульяновской области. Областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова является для нас методическим центром, как и для всех остальных музеев региона. Третий год подряд музей истории УлГУ становится победителем конкурса профмастерства, который ежегодно проходит в рамках музейного фестиваля на Волге.

В нынешнем году музей истории УлГУ принимает участие в двух больших сетевых проектах УОКМ: “Бенефис музейных раритетов” и “Портрет нашего современника”. Каждый музей представляет широкому зрителю редкую, уникальную вещь из своей коллекции. Наш музей молод, как и сам вуз. И хотя в фондах много интересных предметов, все-таки они имеют отношение к недавнему времени. В итоге было выбрано два экспоната, которые в полном смысле являются редкими и уникальными и, кроме того, раскрывают специфику музея. Первый – письмо ректора МГУ академика Анатолия Логунова и первого секретаря Ульяновского обкома КПСС Юрия Самсонова министру высшего и среднего образования СССР Геннадию Ягодину о досрочном открытии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Ульяновске. По сути, именно этот документ (который сейчас стоит как бы в тени других постановлений и указов) стал решающим в вопросе: быть или не быть университету. Напомню, что первоначально открытие классического вуза в Ульяновске планировалось в 1992 году. Теперь, зная, какими стали 90-е годы для страны и системы образования, мы понимаем, всю важность этого исторического решения. Второй экспонат пополнил коллекцию музея совсем недавно: это мантия, которая была вручена президенту УлГУ профессору Юрию Вячеславовичу Полянскову в связи с внесением его имени в Золотую Книгу почета попечительского совета. Академическая мантия в этом случае выступает как символ общественного признания того значительного вклада, который был внесен Юрием Вячеславовичем в создание классического вуза и в развитие региона. Эти два экспоната будут представлять наш музей на большой выставке в областном краеведческом музее имени Гончарова в конце года. Подробная информация о раритетах появится на страницах краеведческого журнала “Мономах”, также рассказ о них прозвучит на радио ГТРК “Волга”.

– А во всероссийских проектах участвуете?

– Раньше такой возможности у музея не было, т.к. условия всероссийского музейного грантового конкурса “Меняющийся мир в меняющемся мире” не распространялись на ведомственные музеи. Теперь эти ограничения сняты, что позволяет говорить и о перспективе участия.

– Галина Николаевна, кто ваши главные помощники в университетской среде?

– Музейная работа разнопланова. Если говорить об организации мероприятий с участием студентов, конечно, в первую очередь я обращаюсь к заместителям деканов по воспитательной и учебной работе. Со многими факультетами налажен хороший контакт, есть совместные проекты. Стараюсь задействовать все факультеты. В выставочной работе активно сотрудничаем с дизайнерами. Большую помощь в оформлении экспозиции оказывают факультет культуры и искусства, издательский центр университета; с открытием дизайн-студии “Ангар” несколько проектов были успешно реализованы совместно с ее руководителем Анной Александровной Костишко. Внешнее оформление выставки не менее важно, чем содержание, поэтому дизайнер выступает в данном случае как соавтор.

– Каким образом рождаются темы для новых мероприятий, проектов, выставок? Как вы решаете, что на данный момент важно и может вызвать интерес?

– Экскурсионная, хранительская, собирательская деятельность – это, конечно, основные направления музейной работы. Учитывая специфику музея – его краеведческий профиль, мне хочется (и уже удалось) развить направление патриотического воспитания. В рамках этого направления в музее проводятся встречи с краеведами, ветеранами, представителями общественных организаций, на которых студенты узнают о выдающихся земляках, о том, какова роль региона в знаковых исторических событиях. После таких лекций приходит понимание, что без нашего родного города история великой страны была бы не полной, а это уже повод гордиться своими истоками. И мы, рассказывая студентам о создании и развитии университета, делаем это через призму истории родного края и государства.

– Как вы пришли в университетский музей? За что цените свою работу?

– По образованию я филолог. И хотя всегда интересовалась культурой во всех ее проявлениях, никогда не полагала, что буду музейным работником.

Поэтому правильнее будет ответить на ваш вопрос библейской фразой: “Неисповедимы пути Господни”. Работа интересна в первую очередь тем, что дарит открытия. Несмотря на то что музейщик имеет дело с прошлым, он, исследуя, анализируя, находя информацию, открывает новое. Это очень интересно. Кроме того, в процессе изучения отдельного экспоната или события общаешься с людьми, судьба которых подчас достойна хорошего сценария.

…Музей – единственное место, где время – не враг, а друг, строгий цензор, который отсеивает ненужное и показывает истинную ценность предмета. Бывает, экспонат долго лежит на полке, но ждет своего часа, чтобы пришло время и он стал открыт людям.

– В связи с этим вопрос: как пополняется коллекция? Ведь в музее каждый день происходят события, и, кажется, все они важны для истории. Хранить все свидетельства о них – не хватит площадей. Как решаете, что оставить для потомков?

– В первую очередь нашими экспонатами становятся уникальные свидетельства истории создания и развития вуза, все, что связано с профессорско-преподавательским составом, или что-то яркое, необычное, созданное студентами. И часто мне на помощь приходит “Вестник”, который дает информацию о достижениях наших ребят.

– Мы уже говорили, что музеи меняют свой формат, становятся более интерактивными. Вы работаете с самой творческой и деятельной аудиторией – студентами. Приходится говорить с ними на одном языке?

– Стараемся и, несомненно, будем экспериментировать еще. Сейчас действительно в музее получают информацию, не только слушая экскурсовода. Очень популярной стала интерактивная деятельность, когда задействованы все органы чувств – это же интересно – прикоснуться к истории, попробовать сделать что-то своими руками. Но я считаю, что при этом необходим разумный баланс между классическими формами работы и новациями, потому что невозможно заменить привычную патриархальность (в хорошем смысле слова), за которую многие и любят музеи.

Студенты приходят к нам не только как слушатели. Идут за материалами, когда готовят дипломы и курсовые по истории вуза, делятся своими достижениями. Мы всегда ждем их и как посетителей, и как соавторов.

Ольга НИКОЛАЕВА