Факты биографии архитектора Августа Шодэ, автора красивейших зданий Симбирска-Ульяновска, в год 150-летия со дня его рождения к удивлению исследователей подверглись сомнению. Об этом заявила на открытии выставки в музее «Архитектура эпохи модерна» директор музея-заповедника «Родина Ленина» Ирина Котова.

В музейной экспозиции появились подлинные фрагменты декора, в свое время обвалившиеся со зданий, построенных Шодэ. Это лепнина с театра кукол и Дворца бракосочетаний. Прекрасно сохранившийся металлический маскарон в виде львиной головы украшал дом купца Сачкова на улице Льва Толстого.

Заявление Котовой стало полной неожиданностью.

– Мы не предполагали, что подготовка к празднованию 150-летия со дня рождения Шодэ покажет нам, как мало мы знаем о нем, – призналась Ирина Геннадьевна. – В сознании исследователей его творчества некоторые биографические сведения казались бесспорными. Все мы черпали эти факты из одного источника: известный ульяновский архитектор и краевед Борис Аржанцев записал их со слов внучки Шодэ Лидии Георгиевны. В связи с юбилеем Шодэ мы решили найти им подтверждение и вместе с нашим партнером, руководителем компании «Симбирскпроект» Александром Капитоновым разослали запросы одесским краеведам. Вопреки всем ожиданиям, мы стали получать ответы, в которых выражалось удивление. Нет документов, свидетельствующих не только то, что в Одессе жил каретник и мебельщик Август Шодэ, у которого в 1864 году родился сын Август, но и о самом факте проживания в Одессе человека с такой фамилией! Для нас это было чем-то вроде шока, ведь мы с уверенностью говорили, что предки Шодэ приехали в Одессу в середине XIX века, а Август Августович там учился и работал на мебельной фабрике…

Также со слов Лидии Георгиевны было известно, что Шодэ получил архитектурное образование во Франции и проходил там военную службу. Хотя французское подданство его не подвергается сомнению – этот факт как раз подтвержден, наличие образования у Шодэ уже не кажется бесспорным. Например, когда он строил дом-памятник Гончарову (здание Краеведческого и Художественного музееев на Венце), к нему был приставлен инженер, который следил за выполнением технических требований.

Так же работал блестящий архитектор эпохи модерна Федор Шлехтель, приводит пример Котова. Он тоже не имел специального образования. Кроме того, после завершения этой стройки и в связи со значительной благотворительной деятельностью Шодэ во время сооружения кирхи Августа Августовича планировали представить к государственной награде, но в ходе длительной переписки так и не был получен документ об образовании, так что награду он не получил.

Эти сведения можно было бы почерпнуть из формулярного списка Шодэ, но архитектор всегда работал частным образом, и такого документа у него тоже не было.

Поводом для исследования может быть и кончина Шодэ. Известно, что он, как и другой симбирский архитектор Федор Ливчак, бежал из Симбирска с белогвардейцами и умер в Омске, предположительно, от брюшного тифа, так как строил бараки для военнопленных. Но свидетельства о его смерти тоже никто из наших краеведов не видел.

– В «официальной» биографии Шодэ мы поставили очень много вопросов, в связи с которыми его фигура обретает таинственность, – говорит Котова. – Теперь мы не уверены и в том, что архитектор Эрнест Спаннер, по приглашению которого Шодэ приехал в Симбирск, являлся его сводным братом. Бесспорно одно: это был блистательный архитектор с огромным мастерством и высокохудожественным вкусом. Этому посвящены и новая экспозиция, и вечерний туристический маршрут «Мистическая прогулка с Шодэ».

Марина ВОЛКОВА