В текущем году ульяновский электротранспорт отметил двойной юбилей – 60 лет со дня работы первого трамвая и 40 лет – троллейбуса. В рамках этих событий в Северном трамвайном депо прошла презентация курсов вагоновожатых. Пришедшие туда посмотрели, как проходит обучение курсантов, пообщались с преподавателями, прокатились на учебном трамвае, а также заглянули в ремонтный цех.
В 2013 году Северное депо получило лицензию на право самостоятельного обучения и подготовки кадров. К лету 2014-го водительские права уже получили около 50 курсантов.
Обучение тут состоит из двух этапов -теории и практики. В первую очередь изучаются правила дорожного движения. Потом учащиеся осваивают слесарную практику, а именно – строение трамвая, специфику работы вагона и что делать тогда, когда внезапно возникли технические проблемы на маршруте. После курса подготовки начинается «пассажирская стажировка». Курсант вместе с инструктором должен «наездить» 246 часов.
Только тогда курсанты сдают теорию по каждой дисциплине в отдельности специальной приемной комиссии, состоящей из работников и руководителей предприятия, которая делает вывод о профпригодности ученика. После чего курсант сдает экзамены в ГИБДД и получает права с пометкой «водитель трамвая». Однако настоящим водителем он становится лишь пройдя вновь пассажирскую стажировку, когда ему присуждается 3-я водительская категория.
По словам водителя трамвая 1-категории Ивана Митченко, получивший права вагоновожатого может работать в любом уголке России. Поскольку обучение бесплатное, предприятие требует, чтобы человек проработал некоторое время в Ульяновске. Но по окончании срока водители трамвая могут работать где угодно, водительские права универсальны.
Вообще же, нехватка кадров характерна не только для электротранспортных предприятий России, подобным образом дело обстоит и в Европе, и в Америке. Многие не смогут водить трамвай из-за показателей здоровья. Ведь нужно иметь здоровый опорно-двигательный аппарат, 100-процентное зрение, быть психически уравновешенным.
Сергей Андрюшин
Это интересно
В России большинство вагоновожатых – женщины. Это связано с тем, что во время появления трамваев, в начале XX века, – военное время, когда все мужчины уходили на фронт, женщинам пришлось заменить их в этом сложном деле. Со временем сложился определенный стереотип.
Наша справка
Всего в введении Ульяновского депо находится 106трамвайных вагонов. Из них 74 ежедневно выходят на городские маршруты.
Зарплата
Она зависит от класса водителя, качества его работы, числа смен и от того, насколько хорошо работает его вагон. Учитывая все эти факторы, заработная плата колеблется от 14 до 27 тысяч.
Пожелание сотрудникам ГИБДД
Не держите трамвай при ДТП, в котором участвуют нерельсовые транспортные средства и перегораживают ему дорогу. Используйте пункт 2.5 Правил дорожного движения, который гласит, что «если движение невозможно, нужно освободить проезжую часть».
Пожелание водителям
Помните, что электротранспорт может двигаться только по линии, поэтому объехать вас не может, кроме того, тормозной путь вагона, весящего около 20 тонн, – примерно 50 метров и резко остановиться он просто не может.