В этом году исполняется 150 лет со дня рождения симбирского архитектора Августа Августовича Шодэ. Сейчас уже трудно представить облик Ульяновска без зданий, спроектированных этим удивительным мастером. Они выделяются своими великолепием и продуманностью. Сегодня мы расскажем о самых известных из них.
Француз из Одессы
Архитектор Август Шодэ родился 5 августа 1864 года в Одессе в семье владельца каретной мастерской. Его предки приехали в Россию из Франции в середине XIX века, сведений о родителях сохранилось мало.
Шодэ рано проявил склонность к рисованию, много читал. Кроме русского и французского языков, владел немецким, английским, итальянским, греческим, испанским. Среднее и высшее образование получил во Франции, там же как подданный этой страны прошел военную службу. По возвращении в Одессу работал заведующим мебельной фабрикой.
В 1897 году Август Августович Шодэ по рекомендации своего сводного брата, симбирского архитектора Эрнеста-Виктора Викторовича Спаннера, вместе с семьей переезжает в Симбирск. Здесь он занимается частной архитектурной практикой до 1918 года. Затем с потоком беженцев, спасавшихся от Красной Армии, уехал в Омск, где умер от брюшного тифа в возрасте 55 лет.
Вдохновение
Архитектурное творчество Августа Шодэ оставило яркий след в облике нашего города. Конец XIX – начало XX веков – важный этап в истории зодчества Симбирска. Это время связано с активным строительством вообще и возведением значительных в архитектурном отношении памятников в частности. В этот период в городе работает сравнительно большое количество мастеров, но именно Август Августович Шодэ становится самым востребованным архитектором в среде зажиточных симбирян.
Конечно, обучение во Франции, путешествие на родину предков оказало значительное воздействие на творчество мастера. Вдохновение, овладевшее архитектором в Париже, выразилось в создании в провинциальном Симбирске зданий, имеющих в своем облике и декоре однозначное влияние французского ренессанса.
Первой значительной работой Шодэ в Симбирске становится проект дворянского пансиона-приюта (в настоящее время – здание факультета иностранных языков УлГПУ), выполненный в соавторстве со сводным братом. Для строительства пансиона был отведен участок земли в центре города, в Дворянском переулке, разделяющем Соборную и Карамзинскую площади. Таким образом здание включалось в ансамбль административных и учебных зданий центральной части Симбирска, сложившийся в первой половине XIX века.
В непосредственной близости от пансиона располагалось Здание присутственных мест и Дом Губернатора. К Дворянскому собранию (старому зданию библиотеки им. Ленина), построенному в 1847 году И. Бенземаном, пансион примыкал с северо-западной стороны. Эта близость, а также существующая в архитектуре того времени традиция строить учебные заведения в «классическом» стиле, предопределила наличие классической доминанты в декоре пансиона.
Свой стиль
Но здесь Шодэ уже заявил о своих архитектурных пристрастиях. Во многих творениях мастера присутствуют ориентация на ренессансное и барочное наследие, сочность и пластичность крупных декоративных форм, трехчастная композиция фасада, любовь к большим полуциркульным окнам. Характерно для него и мастерское, разнообразное использование так называемого руста — облицовки внешних стен здания четырёхугольными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо. Например, прием рустовки всего фасада Шодэ использовал в здании Государственного банка, возведенного в 1905 году в начале Большой Саратовской улицы (ныне Гончарова). Несмотря на явную декоративность фасада, в нем легко прочитывается функциональное назначение помещений. Первый этаж занимали квартиры служащих. Основные банковские помещения с операционным залом располагались во втором этаже банка. Лестница в левой части здания вела в широкий коридор, по одной стороне которого располагались конторские помещения. Коридор завершался кабинетом управляющего, находившимся в правом ризалите (выступающей части фасада). Глухая сторона коридора имела расположенный в центре вход в операционный зал. Сейчас мы также можем наслаждаться видом этого здания, так как это Театр кукол им. В.М. Леонтьевой.
После этого был выстроен особняк барона Х. Г. фон Штемпеля (в настоящее время – Музей современного искусства им. А.А. Пластова на улице Льва Толстого). Так имя архитектора становится популярным.
Псевдоготика
В 1913 году Шодэ перестраивает старое здание Лютеранской церкви Святой Марии, возведенное по проекту петербургского архитектора Н.Е. Ефимова в 1847 году в нижней части Московской улицы при ее пересечении с Анненковским переулком (современный перекрёсток улиц Ленина и Железной Дивизии).
В начале столетия ее незначительные размеры и расположение на «красной линии» улицы стали создавать неудобства в эксплуатации. Здание было разобрано и построено заново с частичным использованием старого фундамента. Шодэ увеличил размеры церкви и несколько отодвинул ее в глубь участка. После укрупнения здания силуэт церкви стал играть заметную роль в формировании вида Симбирска со стороны Свияги. При перестройке здание церкви изменило классический облик и приняло псевдоготические формы. Таким образом Шодэ продемонстрировал типичную для архитектуры второй половины XIX века взаимосвязь стиля и назначения здания.
Современный вид здания несколько отличается от проекта Шодэ 1913 года. Не были выполнены предусмотренные архитектором ажурные переплеты окон, парапетная решетка, стройный шатер колокольни, обилие декоративных украшений главного и боковых фасадов. Однако здание кирхи до сих пор украшает Ульяновск.
Символ Симбирска
В это время в городе работала Симбирская губернская ученая архивная комиссия (СГУАК). Одним из самых впечатляющих результатов ее деятельности и самой значительной работой архитектора Шодэ в Симбирске стало строительство Гончаровского мемориала. В декабре 1912 года, когда отмечалось столетие Ивана Александровича, СГУАК поручила архитектору составление проекта Дома Гончарова. Дому-памятнику писателя отводилось место в центральной и самой престижной части города, на Венце, рядом со зданием губернских присутственных мест (Сельскохозяйственная академия), в непосредственной близости от Дворянского собрания. Таким образом новому дому-памятнику предоставлялась возможность стать важным элементом застройки формирующейся волжской набережной Симбирска.
В этой работе Шодэ обнаружил незаурядный дар планировщика, тактично вписав здание в окружающую застройку так, что оно не мешает «соседям» и не теряется на их фоне. Очевиден расчет архитектора на множественность точек зрения. Здание имеет массу интересных и эффектных ракурсов. Большую роль в этом играет стройная угловая башня, объединяющая два фасада и доминирующая над всей постройкой. Сейчас в этом здании, которое является одной из визитных карточек города, располагаются Ульяновские областные краеведческий и художественный музеи.
Кроме таких общественных заказов, архитектор выполнял и заказы самой зажиточной части населения Симбирска: дом купца Н.Я. Шатрова (ныне — Дворец бракосочетания), особняк купца А.А. Сачкова (там расположено Симбирское епархиальное управление) и некоторые другие.
Анализируя симбирское наследие Августа Августовича Шодэ, нельзя не отметить яркий, индивидуальный почерк мастера, в котором обращение к мотивам архитектуры прошлого соседствовало с проявлением новых черт – модерна. Но среди огромного разнообразия стилей, используемых архитектурой периода эклектики, Шодэ отдавал явное предпочтение французской архитектуре XVI-XVII веков.
*За помощь в подготовке материала благодарим Наталью Зубкову, заведующую музеем «Архитектура эпохи модерна в Симбирске».
Вера МЕРКУЛОВА.
Для справки:
Ренессанс, или Возрождение — одна из самых ярких эпох в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Свое название она получила в связи с возрождением интереса к античному искусству как к идеалу, образцу.
Для этой эпохи характерно обращение к культурному наследию античности. Однако античная культура развивалась и интерпретировалась по-новому. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придавали своим постройкам величественность, ясность, гармоничность и соразмерность человеку.