Ведущая программы – Виктория Чернышёва.

Виктория Чернышёва – Добрый день всем, кто слушает радио «2х2», в эфире программа «Один из нас».
С 1 июля в Ульяновской области повысились тарифы на некоторые услуги ЖКХ, уже скоро жители региона увидят это в своих платёжках и почувствуют на своих кошельках. О том что именно подорожало и на сколько, можно ли сэкономить на коммунальных услугах и как это сделать расскажут сегодня наши гости:

1. Дмитрий Юрьевич Сычев – директор департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области
2. Сергей Леонидович Носков – заместитель Министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области
3.  Александр Олегович Потапов – председатель ТСЖ Луч

В.Ч.-  В первую очередь, вопрос для Дмитрия Юрьевича- Что именно подорожало и на сколько и каким образом это отразится на платёжках? В целом суммы, но с учётом предыдущего повышения в этом году, на сколько подрастут коммунальные услуги?

Д.С.-Добрый день, уважаемые радиослушатели. Каждый год вопрос изменения тарифов является наиболее болезненным  и наиболее остро обсуждаемым. Мне хотелось бы рассказать, что делает областное правительство в этой связи и каким образом ограничивает уровни тарифов которые принимаются и работают на территории Ульяновской области.  В настоящее время, контроль над ограничением роста вносимой гражданами платы за  коммунальные услуги, осуществляется на основе механизмов, подтвержденных федеральным законом от 28 декабря 2013 года №417. Закон называется « О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для того что бы данный закон работал, правительством РФ было принято постановление №400 от 30 апреля 2014 года «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». Для чего это было сделано. Целью данного законодательного регулирования  является- определение принципов и порядок формирования, при последующем применении индексов изменения платы граждан за услуги коммунального комплекса на долгосрочный период. Особенно хочу подчеркнуть- именно данное постановление описывает долгосрочный период.

В.Ч.-Долгосрочный период. Это на сколько лет?

Д.С.-Минимум три года. В дальнейшем будут механизмы по увеличению данного срока. Данная привязка сделала в связи с тем, что с 2016 года на территории Российской Федерации

будут действовать только долгосрочные тарифы, за исключением отдельных случаев. В соответствии с данными изменениями в законодательстве, министерство экономического развития Ульяновской области разработало проект постановления губернатора Ульяновской области « О предельных максимальных индексах размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ульяновской области на долгосрочный период.» Целью данного законопроекта является-регулирование отношений, связанных с изменением платы граждан за  коммунальные услуги, путём  установления предельных индексов изменения размера платы граждан за услуги коммунальной сферы на территории муниципальных образований Ульяновской области. Данное постановление подписано 27 июня 2014 года  и уже вступило в силу. Это постановление позволит эффективно  регулировать процесс изменения тарифов, с целью ограничения их роста. Средний индекс роста размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ульяновской области  установлен федеральным центром в размере 4,6%, а предельное отклонение  зафиксировано на уровне (±) 2,3%. Индекс коммунальных платежей- это изменение стоимости  сопоставимого объема коммунальных услуг по отношению к прошлому году.

В.Ч.-Значит платежи подорожают на 5% в этом году?

Д.С.- У нас изменения будут в разрезе у каждого муниципального образования своё, где-то меньше, где-то больше, но максимальное изменение, которое вообще допускает федеральное  постановление на территории Ульяновской области –  4,6% плюс максимальное отклонение 2,3%. Максимум-6,9%

В.Ч.-В каком муниципальном образовании ожидается максимальное повышение?

Д.С.- В 2014 году самое большое будет на территории муниципального образования  город Димитровград-6,6% это связано с изменением  тарифа на тепло. Эти индексы превышать нельзя, но если субъект РФ допускает превышение этих индексов, то должны быть приняты  меры по снижению платы вплоть до субсидий или пересмотра  тарифных решений,которые повлияли на превышение индексов.

С 1 июля изменилось: изменение тарифов на теплоснабжение по муниципальным образованиям Ульяновской области соответствует предельному индексу роста установленным  федеральной службой по тарифам-4,9 %- это лучший результатом среди субъектов Поволжского федерального округа где рост тарифа на тепло составит от

5%  (Самарская область) до 5,9%(республика Мордовия, Оренбургская и Пензенская области). В качестве примера: после  изменения тарифа на теплоснабжение с первого июля 2014 года  самый низких тариф  будет для потребителей у Волжской ТГК-1223 рубля 31 копейка  за гигакаллорию с НДС. У другого крупнейшего поставщика  теплоэнергии для населения — МУП гортеплосеть составит-1764 рубля 10 копеек.

В.Ч.-А это касается небольших котельных, которые стоят на крышах домов?

Д.С.-Крышные котельные у нас не регулируются. Это касается только крупных предприятий, так называемых субъектов крупных монополий. Эти предприятия регулируются государством и для них мы устанавливаем ежегодно пределы изменения тарифов на поставляемую тепловую энергию.

В.Ч.- Кто ставит тарифы для крышных котельных?

Д.С.-Тариф крышных котельных, как конечная услуга не регулируется.  Крышная котельная работает на газе, который потребляется по цене  для населения и соответственно вода, которая поступает  в контур теплоснабжения тоже идёт по тарифу для населения. Плюс электроэнергия.

В.Ч.- А после уже подсчитывает управляющая компания?

Д.С.-Да. Конечную стоимость, которая получается у крышных котельных, считает управляющая компания либо ТСЖ, т.е. в чьем ведении находится данный объект.

В.Ч.- Помимо тепла что ещё подорожало?

Д.С.- С 1 июля меняется стоимость холодной воды.  В городе Ульяновске стоимость составит- 18 рублей 99 копеек за 1 куб, стоимость услуг водоотведения- 16 рублей 31 копейка. При этом, изменение размера платы за услуги  водоснабжения в домах свыше пяти этажей, при нормативе 5,71% куб м. с человека в месяц возрастёт на 5 рублей 48 копеек в сравнении с июнем 2014 года и составит в месяц — 108 рублей 3 копейки.

В.Ч.-А в процентах это сколько примерно?

Д.С.- Рост не превысит 5,1% Если мы посмотрим  в домах до пяти этажей- увеличение составит  102 рубля и в зависимости от категории домов будет  не более 120-150 рублей. Если говорить о тарифах на электроэнергию, то  с 1 июля 2014 года  уменьшатся тарифы на услуги  электропередачи и это почувствуют на себе юридические лица, т. е. малый и средний бизнес.  Тарифы на услуги по передаче на второе полугодие останутся  такими же как и в первом полугодии 2014 года. Согласно 542 постановлению правительства РФ тарифы не должны отличаться в 2014 году.  Снизили тарифы на услуги по передаче и котловые услуги стали меньше на 2,4%, но есть определенный негативный момент. Это снижение стало возможным за счет сокращения инвестиционных программ сетевых организаций.  С 1 июля тариф для населения изменится в сторону увеличения  не более  чем на 4,2%, конечная стоимость электроэнергии в домах с газовыми плитами составит- 2 рубля 96 копеек за  киловатт/час.  Среди субъектов Поволжского федерального округа  самый большой тариф на электроэнергию  в Самарской области- 3 рубля 17 копеек, а самый низкий в Оренбургской- 2 рубля 31 копейка.  Для домов с электроплитами в сельской местности- 2 рубля 7 копеек.

Услуги по предоставлению природного газа — при установленном нормативе 31 куб, тариф  поднимется не более чем на 4,1% по отношению к июню 2013 года и составит 172 рубля 98 копеек. Таким образом,изменение цены на один балон сжиженного газа с учетом доставки составит не более чем 500 рублей . Данное изменение тарифов отслеживается  федеральной службой по тарифам через систему ЕАС, т.е.- через единую аналитическую систему ФСТ России. Мониторинг происходит ежемесячно и ежеквартально, ФСТ таким образом имеет полную информацию- как изменились тарифы, в каких приделах и соблюдены ли предельные индексы.

В.Ч.-На какой срок будут действовать эти тарифы?

Д.С.- Тарифы принимаются на период  один финансовый год- с1 января 2014 года до 31 декабря 2014 года. Однако правительство установило календарную разбивку — само изменение тарифа происходит  с 1 июля 2014 года  и действует до 1 июля 2015 года.

В.Ч.- Было повышение в начале 2014 года?

Д.С.-В первое полугодие 2014 года тарифы,как правило, соответствуют второму полугодию 2013 года. Исключение  в Ульяновской области- тариф на электроэнергию, так как прежде в 2013 году тариф уменьшался, поэтому с января 2014 года было небольшое изменение.

В.Ч.- Можно быть уверенным, что до  июля 2015 года  цены  на тарифы останутся таковыми?

Д.С.-Да. Я бы обратил внимание на индексы изменения тарифов, это фактически  величина инфляции  которая заложена в прогнозе социально экономического развития.

В.Ч.- Кто и как формирует тарифы?  Кто определяет на сколько нужно повысить или понизить тарифы?

Д.С- Если мы рассмотрим весь процесс тарифного регулирования- это достаточно длительный процесс.  В нём есть некие векторные точки- сроки сдачи материалов  теми организациями, которые осуществляют деятельность по регулированию.  После- этап анализа тех предложений по затратам  которые дают данные предприятия. Например тариф на тепло, который всегда вызывает много вопросов. Производство тепла-   больше 50% процентов стоимости это затраты на само сырьё, которое используется для отопления.

В.Ч.-Зачастую это газ?

Д.С.- Да, на территории Ульяновской области как правило это газ. Но есть  и мазутные    котельни. Сам по себе вид топлива определяет и  стоимость конечного продукта. То есть если более 50%себестоимости продукта это сырьё, то на  остальные затраты ( зарплаты, ремонт) остаётся совсем ни чего. Подход ФСТ и Правительства РФ когда они определяют прогноз,  эта компенсация на затраты  есть инфляционная составляющая. Условно говоря- тариф вырос, объём затрат который предприятие  тратит на производство единицы  продукции он практически  не изменился.  Те индексы, о которых мы говорим, практически соответствуют уровню инфляции. Для потребителя тариф вырос, а для предприятия лишь компенсировало затраты.

В.Ч.- О заморозке тарифов в ближайшие годы речи не идет?

Д.С.-Как минимум на величину инфляции  изменения предусмотрены в прогнозе социального развития. Это естественный процесс. Последствия этого процесса компенсируются через льготы и социальные гарантии.  Так же существуют льготы  по коммунальным платежам, которые действуют на территории  Ульяновской области.

В.Ч.- Хочется услышать мнение потребителя данных услуг, председателя ТСЖ-Александра Олеговича Потапова.   Вы довольны тарифами? Если нет- как Вы с этим боритесь?

А.П.-Добрый вечер. Как представитель населения, я не очень рад любому повышению.

Однако наряду с этим, что бы меньше опустошать кошельки потребителей начали придумывать инновации. Пример- закон «О энергосбережении». Необходимо внедрять процедуры, позволяющие экономить любого рода ресурсы. Во первых- установка приборов.

В.Ч.-В Вашем доме установлены приборы  ?

А.П.- Да, в нашем доме, на Промышленной 32, стоят общедомовые приборы на все ресурсы. И стоят приборы в 100% квартир.

В.Ч.- Какова экономия после установки приборов?

А.П.- Общедомовой прибор- это не просто экономия,это реально снижает стоимость всех услуг. Оплата происходит по фактическим данным- сколько дом потребил, за столько и заплатить.

В.Ч.-Примеры? Треть или четверть суммы?

А.П— Сложно сказать точную сумму, так как в нашем доме приборы установлены уже с 2006 года. Существуют различные методы экономии. Применяются   приборы погодного регулирования, но данные приборы лучше устанавливать в домах, где проведен капитальный ремонт системы отопления. Тогда  приборы погодного регулирования позволяют экономить до 25 % от суммы платежа.

В.Ч.-Как ещё можно экономить?

А.П.- Один из видов экономии, например, электроэнергии- замена обыкновенного освещения светодиодным  с датчиками движения и шума.

В.Ч.- То есть человек зашёл- свет включился, вышел- свет выключился.

А.П.- Да. Это огромная экономия. По поводу потребления воды- общедомовые приборы показывают большие показатели нежели по платежам жильцов. Проблема — намагниченность счётчиков.

В.Ч.-Как с этим бороться?

А.П.- Ситуация двоякая.  Замер остаточной намагниченности приборов позволяет выявить таких потребителей. После беседы с жильцами и замены этих приборов  показатели на общедомовых приборах и платежах  совпадают почти. Эффективность очевидна и работа проведена не зря.

В.Ч.-ОДН для ульяновцев как «красная тряпка для быка» . Сергей Леонидович, скажите, будем ли мы платить ОДН в этом году или в следующем?

С.Н.- Добрый вечер уважаемые слушатели. На сегодняшний момент экономическая ситуация  стимулирует нас к энергосбережению. Мы не можем остановить мировую практику роста цен  на тарифы и энергоносители, но мы можем начать активно экономить. Уже есть положительные примеры и В нашем городе.  Многие управляющие компании убеждают собственников, что  применение этих не хитрых технологий, которые позволяют значительно экономить. Потенциал энергосбережения невероятен. Многие здания построены по проектам 70-80х годов, то есть достаточно давно и говорить о том, что они энергоэффективно сложно. Сейчас  собственники этих домов пугаются цифрам которые видят в своих платежах, они понимают из чего это складывается- тарифы и расход.  Так вот расходы и есть та составляющая, которую мы можем регулировать. Коллеги уже рассказали о способах и методах экономии.   Современные технологии позволяют экономить и цифры в квитанциях у потребителей  будут снижаться. Тарифы и цены мы не остановим, но научиться правильно использовать энергосберегающие технологии нужно уже сегодня.  Те многоквартирные дома, которые уже вступили пару лет назад  в  программу по энергосбережению согласно 261 ФЗ, уже видят на семейном бюджете значительные экономии.

ОДН- аббревиатура,которую словно боятся, она вызывает отрицательные эмоции. ОДН- это расход коммунальных услуг на места общего пользования. ОДН — должен восприниматься в рамках разумного расхода.   Например- холодная вода зашла в дом, посчиталась прибором и разделилась между собственниками, собственники оплатили, а вся разница которая осталась- потреблялась для общедомовых нужд. Но ведь зачастую это не так- потребление воды для общедомовых нужд мало, а значит имеет место такое понятие как- воровство. Как  с эти бороться? Да существуют различные методики  или несовсем законные, но в первую очередь- это работа с населением.

В.Ч. -В студию поступил звонок для Дмитрия Юрьевича.

Радиослушатель: Недавно состоялись суды по поводу  установления нормативов на общедомовые нужды. Есть ли возможность применить расчетный метод, убедительно обосновав отказ от аналогового метода установления нормативов. При этом учесть все замечания суда, все замечания оппонентов, которые  были высказаны. Иначе данный конфликтный вопрос будет продолжаться бесконечно. Можно ли не ожидая 2016 года  заняться установлением нормативов, с момента вступления в законную силу решений судов?

Д.С.- Какой бы сейчас нормативный правовой акт не издало правительство Ульяновской области, обратную силу он иметь не может. Поэтому отмена действия двух наших приказов  по электроэнергии и водоснабжению  от  февраля- это данность. Что предпринимает министерство экономического развития для того, что бы  невелировать эти последствия- готовим к выходу нормативно правовой акт, который позволит установить временные нормативы на ОДН. Так как методика расчета именно методом аналогов предполагает довольно длительный период сбора и анализа информации, по нашим оценкам-это не менее года или более, то издание временных нормативов на ОДН позволит  закрыть тот правовой вакуум, в котором мы все оказались в результате  принятых судебных решений. Мы направили проекты нормативно правовых актов во все инстанции, с которыми мы согласовываем выход любого документа, сейчас ждём заключения  и в дальнейшем определимся со сроками вступления его в законную силу.

В.Ч.-До вступления в законную силу данного акта, за эту паузу будут взиматься платежи?

Д.С.-Два варианта развития событий- граждане, которые проживают в многоквартирном доме который не оборудован прибором общедомового учета — платить за одн не будут.  В домах, оборудованных приборами общедомового учёта: плата будет выставляться в полном объёме- как разница между индивидуальным и общедомовым  потреблением, но только если собственники на общем собрании примут такое решение; или если такого решения не будет- разница выставлена не будет.

В.Ч.-Люди боятся, что данный платёж может внезапно появиться в платёжках.

Д.С.-Если появляются доначисления в полном объеме,  о которых не было принято решение на общедомовых собраниях- то это повод обратиться в судебные инстанции, что бы суд поставил точку в этом вопрос- есть норматив или нет и можно ли выставлять за него платёж.

В.Ч.-Когда примерно будут приняты временные нормативы?

Д.С.- Предполагаю, что в течении июля этого года.

В.Ч.-При формировании тарифов на ЖКХ учитываются общественные мнения?

Д.С.- Решение о принятии того или иного тарифа принимает правление, а уровни тарифов  обсуждались, до не давнего времени, на общественном экспертном совете, который существует при министерстве экономического развития. Открытым правительством РФ предполагается создание советов потребителей при регуляторах в регионах, основной темой которых будет- обсуждение инвестиционных программ субъектов естественных монополий, поскольку это весомая нагрузка на тарифы и на конечного потребителя. И здесь советы потребителей должны будут рассмотреть не только связку- инфляционных и компенсационных составляющих, а так же и  инвестиционные программы- нужны ли они в данном  муниципальном образовании, в каком объёме, какие инвестиционные программы должны быть заложены первостепенно в тарифы. Я считаю, это прямая тема для обсуждения с общественностью.

В.Ч.-Главное, что бы к этим советам прислушивались. Обсуждать можно много раз, а самое важное- какой будет результат.

А.П.-По поводу формирования тарифов. На последнем форуме в Челябинске было заявлено, что бы все тарифы более прозрачными- все ресурсники, устанавливающие тарифы, должны раскрывать перед общественностью из чего он складывается.

В.Ч.- И желательно заранее до формирования тарифа, что бы было обсуждение. Благодарю за интересный разговор, напомню, что в гостях у программы «Один из нас» были :

1.Дмитрий Юрьевич  Сычев – директор департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области

2.Сергей Леонидович Носков – заместитель Министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области

  1. Александр Олегович Потапов – председатель ТСЖ Луч

Спасибо за внимание, оставайтесь с радио «2х2».