Взаимоотношения (вернее, противостояние) жильцов и арендаторов с первого этажа многоквартирного дома – песня старая, как мир. В 90-х, помнится, группа «Мираж» пела: «Музыка нас связа-а-ла, тайною нашей ста-а-ла!». Так вот, эта история совсем не о том…
Буду писать от первого лица, так как все происходило лично со мной, и можно сказать, что данная заметка – из рубрики «Испытано на себе». Многие читатели, обращаясь в редакцию и прося помощи, думают, что если журналист работает в газете о ЖКХ, то уж у него-то самого никаких проблем с этими вопросами не возникает. Ну, что вам на это сказать, дорогие друзья… Если даже у Владимира ПУТИНА, как он рассказал в прошлом 2013 году на форуме Общероссийского народного фронта, иногда из крана течет ржавая вода, что уж говорить обо мне?!
Проблемы с ЖКХ у всей России – сверху донизу, это бедствие федерального масштаба. Удивительно, правда, что приоритетной задачей Правительства РФ модернизация ЖКХ стала лишь недавно, о чем мы писали в прошлом номере. Однако говорить за всю страну – сотрясать воздух, ибо что мы можем сделать?! Поэтому давайте сосредоточимся на локальных проблемах там, где от нас зависит хоть что-то, где мы можем повлиять на ситуацию хоть как-то. Как это удалось или нет сделать мне, сейчас расскажу…
И такая дребедень…
На ул. Кирова, 20, часть первого этажа изначально была отдана под нежилые помещения. Здесь располагаются женская консультация, детская консультативная поликлиника и с недавнего времени еще и стоматология. Казалось бы, жильцам дома только радоваться надо, что до этих важных учреждений здравоохранения рукой подать. Но радости нет…
Мало того, что клиенты этих учреждений раньше ставили машины прямо нам на газоны и едва не погубили липовую аллею, где играют и гуляют наши дети, так практически весь прошлый и позапрошлые годы не прекращался ремонт.
С утра до вечера дом буквально вибрировал от шума строительных инструментов. Особенность панельного дома такова, что сверлить могут в соседнем подъезде, а кажется, что у тебя над головой. При этом звук был такой, будто там, на первом этаже, не ремонт делают, а лес валят при помощи электропилы. И это не прекращалось ни на минуту, даже в выходные и праздники не давали людям отдохнуть… Даже в Новый год (!) и все рождественские каникулы продолжали пилить.
Замуровали и не пускают
Оказалось, что весь этот ад с электропилами жильцам устроили потому, что торопились сдать объект к визиту высокого начальства, которое должно было оценить реструктуризацию поликлиник. Правда, визит пришлось переносить несколько раз, сроки завершения ремонта то и дело отодвигались. Судя по всему, работы производили какие-то шабашники, которые не особо заботились о соблюдении норм и технологий. Например, строительный мусор они выбрасывали прямо из окон под ноги прохожим.
Наконец закончили, и выяснилось, что это был не просто ремонт, а настоящая перепланировка. В результате общедомовые стояки ХВС, ГВС и канализации оказались замурованными в стены поликлиники. А выяснилось это все, надо отметить, при очень неприятных обстоятельствах – нашу квартиру на втором этаже и соседей сверху затопило из-за лопнувшего стояка ХВС. Как самый продвинутый (ну все-таки в газете «Управдом» работаю) я написал заявление в Городскую управляющую компанию Железнодорожного района о замене трубы и возмещении ущерба. Имущество, мебель, потолок и стены пострадали от протечки.
Возмещать, разумеется, никто ничего не стал. Но и стояк заменили только соседям, а нам сказали: «У вас внизу поликлиника не пускает трубы менять, они их замуровали…», и все дела. Почему поликлиника «у нас» и как это так замуровали и не пускают – разбираться со слесарями, конечно же, было бесполезно.
Когда топят соседи… снизу
Не успели мы отремонтироваться после протечки сверху, как нас опять затопило – на сей раз снизу. Из раковины забил фонтан мутной жижи, которая покрыла маслянистым вонючим слоем все вокруг. Хорошо еще, что вечером, когда мы были дома. С ужасом представляю, что было бы, случись это все, когда нас нет. При помощи ведер и черпаков всей семьей нам удалось уменьшить площадь затопления, вручную перетаскивая стоки из одной канализации в другую.
Аварийная служба приехала быстро. Начали прочищать, но трос уходил все глубже и глубже в трубу. Когда ушло уже метров шесть, мастер нам сказал:
– Засор не у вас, однако, проблема на первом этаже, не по своей вине вы пострадали. Но стояк надо срочно менять, он уже, как песок, крошится от старости.
В своем очередном заявлении в УК об ущербе на этот раз я уже даже не заикался (понятно, что не возместят), а просил заменить стояк канализации или хотя бы прочистить его на первом этаже. Прибывшие слесари (другого и не ожидал) снова исполнили номер о том, что «поликлиника не пускает, сделать ничего не можем», развернулись и ушли. Пришлось несколько раз звонить директору УК, чтобы со второй попытки вернуть слесарей обратно.
Кто заплатит?
Вместе со слесарями пошли мы вниз в поликлинику разбираться.
– А мы ими не пользуемся, – прокомментировали люди в белых халатах то, что замуровали общедомовые стояки ХВС, ГВС и канализации.
Вполне допускаю, врачи могут и не знать, что это не допустимо, стояки нельзя замуровывать, так как они от этого начинают «потеть», накапливать конденсат, ржаветь и гнить. Могу также предположить, медики не знают о том, что трубы надо периодически осматривать, чтобы вовремя выявлять повреждения, чему отнюдь не способствует закрывающая их глухая стена. Они также, очевидно, не знают, что нарушают законодательство РФ, препятствуя работникам УК осматривать, обслуживать и ремонтировать внутридомовые инженерные системы.
Согласно пункту 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №491, содержание общего имущества включает в себя его осмотр, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 ответственными лицами, в том числе управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление соответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ. То же требование закреплено разделом 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170.
То есть люди в белых халатах ничего этого могут и не знать, но вот заведующий поликлиникой об этом прекрасно осведомлен, что он и подтвердил в ходе нашего разговора.
– Зачем вы замуровали стояки, вы же знаете, что обязаны обеспечить к ним доступ? – спросил я руководителя учреждения. – В конце концов, если хотели закрыть трубы, надо было сделать съемные панели, но не наглухо заделывать. А что если сейчас какой-то стояк прорвет, вы же не заметите этого, пока у вас стена не отвалится.
– Согласен, обязаны обеспечить, и я могу вот небольшую дырку прорубить тут, чтобы слесаря в нее заглядывали и ремонтировали трубы, – ответил завполиклиникой. – Но кто будет оплачивать ремонт, вы? Это же вам надо.
Оплачивать ремонт поликлиники при том, что мне самому возмещать ущерб от потопа никто не собирался, я также был не намерен. Вместо этого поинтересовался: а естьли согласование перепланировки и кто мог разрешить ее проведение с нарушениями? На этом наш разговор как-то очень быстро свернулся, а заведующий удалился со словами:
– Да кто вы такой, чтобы я вам какие-то документы показывал!
Уверен, если бы с разрешением на перепланировку было все в порядке и по закону, какой смысл был бы его скрывать. Но начальник прав, он не обязан мне ничего показывать, да это и не моя вообще проблема. Как собственника квартиры меня интересует лишь качественное предоставление коммунальных услуг, по крайней мере, чтобы меня не топило постоянно то сверху, то снизу. А разбираться должна управляющая компания, ведь это ее специалистов не пускают к трубам, которые они обязаны починить. Однако будет ли УК этим заниматься? Это еще вопрос… Посмотрим. О том, что будет, обещаю рассказать.
Алексей Николаев