1 августа состоится повторный аукцион по продаже активов ЗАО «Промтехсервис», которое реализовывало на территории области масштабный проект промышленного комплекса «Тереньга». Впрочем, реализация проекта на местности закончилась сразу после процедуры закладки первого камня с участием губернатора. От одного из первых нашумевших региональных инвестиционных проектов не осталось ничего, кроме набора документации. Мы покопались в ней и выяснили, что никакого московского инвестора фактически не было вовсе, а к банкротству предприятия, существовавшего лишь на бумаге, приложил руку человек, которой напрямую помог Алексею Навальному заработать имидж борца с коррупцией.

play

Завод в один кирпич

В конце 2006 года московское ЗАО «Промтехинвест» получило лицензию на добычу кварцевого песка на участке возле Ясашной Ташлы (Тереньгульский район). Лицензия под номером УЛН 13824 ТЭ имела срок действия до ноября 2031 года. Право на добычу компания выиграла за год до этого на открытом аукционе Федерального агентства по недропользованию. При этом в промежутке между победой на аукционе и оформлением лицензии компания была в числе первых включена в реестр приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ульяновской области. Проект предусматривал возведение завода по производству стекла и горно-обогатительного комбината. Объем инвестиций оценивался в 3,5 млрд. рублей, а заработать предприятие должно было в 2010 году.

Начался сбор необходимой документации — компания получила в аренду несколько участков земли, разработала технико-экономическое обоснование, провела изыскания и экологическую экспертизу, потратив на это весьма приличные деньги в размере нескольких десятков миллионов рублей. Впрочем, как будет понятно из дальнейшего рассказа, далеко не все проектанты получили деньги за свою работу.

Руководителем ЗАО на момент подачи документов на получение лицензии числился Владимир Литвинов, а учредителями ЗАО «САМП-Р» с долей 80% и ООО «Корпорация «Нефтепродукт» с долей 20%. И «Промтехсервис» и «САМП-Р» были зарегистрированы по одному и тому же адресу в Москве: проезд Научный, д 12 и имели в качестве основного вида деятельности торговлю нефтепродуктами. Так, «САМП-Р» принадлежало три автозаправочные станции в Димитровграде Ульяновской области, а также склад нефтепродуктов в Тульской области. «Корпорация» на момент получения лицензии имела обороты, близкие к нулевым.

После получения лицензии состав учредителей ЗАО изменился — из его состава вышла «Корпорация «Нефтепродукт», а директором «Промтехсервиса» стала Марина Молькина. «Нас поразило его [губернатора] умение объективно оценивать ситуацию, очень быстро принять решение и реализовать намеченные планы» – комментировала госпожа Молькина процесс начала реализации проекта после подписания инвестиционного соглашения с областью. В ответ и чиновники не забывали хвалить «московскую предпринимательницу».

4 ноября 2008 года в основание завода был заложен первый камень.

Возложил его лично губернатор. И на этом строительство закончилось — больше ни на одной из площадок завода так ничего сделано и не было, несмотря на то, что декларируемый объем планируемых инвестиций к этому моменту превысил 7 миллиардов рублей. Обещали инвесторы и создание сотен рабочих мест…

След Навального

В январе 2008 года в состав участников ЗАО «Промтехсервис» с долей 26% акций вступил Вадим Смоляр, получивший широкую известность в качестве гринмейлера (GreenMail — корпоративный шантаж) после нашумевшей истории со «сливом» оппозиционеру Алексею Навальному информации о якобы имевшей место быть тотальной коррупции в руководстве «ВТБ Лизинг». В результате в ЖЖ Навального появился пост «Как пилят в ВТБ», где оппозиционер обвинил руководство госбанка в краже $150 млн.

Эта история началась в феврале 2009 года, когда господин Смоляр через арбитражные процедуры получил контроль над ЗАО «Грант», у которой якобы хранились чужие буровые установки. Гринмейлер подал иск к «ВТБ Лизинг» с требованием компенсировать затраты на хранение буровых установок. Сумма требований составила 376 миллионов рублей. После этого чужие установки Вадим Смоляр выставил на аукцион по цене 10 миллионов долларов за штуку. Обоснованием продажи послужила компенсация имевшихся убытков от хранения буровых. Впрочем, иск господину Смоляру пришлось отозвать, а аукцион отменить. После этого он и написал Навальному. В итоге и появился знаменитый пост, в котором утверждалось, что руководство «ВТБ» присваивало себе по 5 миллионов долларов с каждой из буровых установок, которые по очень невнятной схеме якобы поставлялись через ЗАО «Грант».

Получить возможность влияния на ЗАО «Промтехсервис» Вадим Смоляр мог только с использованием ЗАО «САМП-Р», которое являлось его единственным акционером. Директором «САМП-Р» также была Марина Молькина, а среди учрежденных ЗАО компаний числилась и ООО «Сити-инвест», в уставном капитале которой доля ЗАО составляла 33 процента.

Главным активом «Сити-инвеста» был торговый центр «Сити» в Ульяновске, расположенный на улице Карла Маркса и являвшийся предметом залога банка.

ЗАО «САМП-Р» было учредителем и компании ООО «Аверс Патрол» и других, но в январе 2009 года компания выходит из состава учредителей ЗАО «Промтехсервиса», у которого к этому моменту якобы уже начинаются серьёзные проблемы, связанные с долгами компании перед кредиторами.

Несмотря на это, в 2009 году «Промтехсервис» рапортует о закладке фундамента завода. Инвестор также заявляет, что работы по реализации проекта идут согласно графику.

В результате с начала 2009 года у компании остается два акционера – Сергей Молькин (74% акций) и Вадим Смоляр (26% акций), а через некоторое время компания меняет юридический адрес и «прописывается» по адресу ТЦ «Сити» в Ульяновске. При этом генеральным директором ЗАО продолжает оставаться Марина Молькина.

Скрытые связи

Сергей Молькин также возглавляет на тот момент ООО «Элконт», «прописанное» по знакомому адресу: Москва, проезд Научный 12, одним из учредителей которого является ООО «Энергоресурс» (юридический адрес совпадает с адресом ТЦ «Сити»). Это же ООО стало и учредителем ООО «Аверс Патрол».

Столь явное проявление тщательно скрываемых связей могло быть связано с неожиданным вмешательством Вадима Смоляра либо с реальными финансовыми трудностями. Как впоследствии пояснила в суде госпожа Молькина, в 2009 году Сбербанк потребовал досрочного погашения кредита от ООО «Сити инвест». При этом в качестве залога у банка находилось здание ТЦ «Сити».

Здание решено было продать. Как впоследствии поясняла в суде госпожа Молькина, покупатель нашелся в первой половине 2010 года.

Намерение купить здание якобы высказало московское ООО «Корпорация Аберли» с оборотом в 150 тысяч рублей в год.

Впрочем, весьма скромные финансовые показатели не помешали «Корпорации» (согласно документам) оплатить 55 миллионов рублей за здание «Сити». Ещё 95 миллионов заплатило ООО «Зима» (всего 150 млн), которому «Корпорация Аберли» переуступила право купить здание у «Сити инвест». Расплачивалась «Зима» векселями ООО «Камита» и деньгами, занятыми в Поволжском банке, и в конце того же года получило в аренду от администрации Ульяновска участок земли под торговым центром.

С учетом вышеизложенного не удивляет, что одним из учредителей ООО «Камита» являлась Марина Молькина, а векселя не были обеспечены ничем, так как уставной капитал «Камиты» составлял лишь 10 тысяч рублей.

Уводили деньги банка и возмещали НДС

Разобрался в октябре прошлого года арбитражный суд и в происхождении кредитных средств на «покупку» ТЦ «Сити».

По данным суда, учредителем ООО «Зима» с 2007 по 2009 год была Светлана Провкина — супруга председателя правления Поволжского банка Игоря Провкина.

Господин Провкин и выдал кредит «Зиме» на приобретение здания, а также переводил деньги ООО «Камита» «без определенной экономической цели», он же выступил и поручителем по кредитному договору «прокладки» ООО «Атлант-Инвест». Сын предприимчивых супругов тоже не остался не у дел — он возглавил ООО «Пролетарская управляющая компания», которое занималось оформлением арендных договоров и принятием денег от арендодателей.

При этом для заключения договоров в 2010 году Провкины наняли номинального директора, а после заключения договоров слили ООО «Зима» в ООО «Союз», имеющую все признаки фирмы-однодневки, предварительно продав торговый центр «Сити» ООО «Атлант-Инвест», которое профинансировало сделку за счет кредита в «БТА-Казань», а затем передало права требования по договору ООО «ЭККО-Рос». Компания кредит не обслуживала.

Выяснилась и схема получения кредита в ПВ-банке. В конце 2010 года на счет ООО «Зима» поступило 350 миллионов рублей от ООО «Атлант-Инвест». В день получения денег 156 миллионов были переведены в ПВ-банк в счет погашения кредита, а 193 миллиона — на счет однодневки ООО «Элси», через которую частью выведены за границу, частью обналичены, а 62 миллиона рублей были перечислены через очередную прокладку сотруднику ПВ-Банка.

Получивший контроль над судебным производством «Сити инвеста» Вадим Смоляр, имевший на тот момент долю в 42.5% уставного капитала, тут же начал оспаривать в арбитраже как саму сделку, так и подлинность протоколов внеочередного собрания учредителей ООО «Сити инвест». Вызвало подозрение и разделение имущественного комплекса на само здание и его оборудование.

По мнению господина Смоляра, торговый центр был отчужден обманным путем на основании подложного протокола общего собрания участников ООО, в котором были заменены первые два листа.

Одновременно финансовые проблемы вынудили обратиться к займам и ЗАО «Промтехинвест». В октябре 2010 года «Промтехинвест» якобы занял 25 миллионов рублей у ульяновского ООО «Автотехпромкомплект». Долг инвестор не отдал, и в 2012 году он был продан ООО «Инновация — Волга», которую возглавлял Жамиль Галеев, известный по ульяновской «Федерации горнолыжного спорта и сноуборда».

В 2009 году «Промтехинвест» занял 10 миллионов у ЗАО «Горизонт» (компании с оборотами, близкими к нулю), в итоге расплатившись собственными акциями.

Оба этих займа активно оспаривались Вадимом Смоляром. Впрочем, добиться значимого результата в суде ему не удалось, и «Промтехинвест» начали банкротить по заявлению «Инновации — Волга».

Обанкротились и ЗАО «САМП-Р» и ООО «Сити инвест». В процессе разбирательств с Вадимом Смоляром исчезло и имя Марины Молькиной — в 2012 году она сменила фамилию на Дюкова.

Банкротство ЗАО «Промтехинвеста» оказалось не простым, а полностью контролируемым. Среди основных кредиторов компании помимо «Инновации Волга» оказались также уже знакомые из предыдущего рассказа компании «Аверс Патрол», «Эклонт» и «Энергоресурс». Единственным очевидным кредитором оказался лишь «Желдорпроект Поволжья» – компания, которой “инвестор” задолжал за проектные работы. Но подавляющим большинством голосов на собрании кредиторов обладают цепочки аффилированных с «Промтехинвестом» ООО.

В октябре прошлого года высший арбитражный суд Поволжского округа признал цепочку сделок вокруг продажи ТЦ «Сити», связанной, в том числе, и с незаконным возмещением НДС, а все описанные выше сделки — притворными. По «инвестору» такого решения не было, но, как несложно заметить, механизм оказался ровно тем же. Фактически, под риторикой грандиозных планов, инвестиций и инноваций скрывалась не самая сложная мошенническая схема. Впрочем, наш анализ уголовной практики показал, что никто из участников схемы уголовного наказания не понес, а уважаемая «московская предпринимательница», затеявшая глобальный инвестиционный проект, по данным наших источников, успешно переехала из офиса в Железнодорожном районе Ульяновска в Германию. От инвестиционного проекта в Тереньге осталась памятная пустая поляна, по которой ходил губернатор, и объявление о торгах – за документы ЗАО “Промтехинвеста” в виде набор инвестсоглашний, лицензии и разрешительной документации просят в общей сложности более 80 миллионов рублей. Многовато за пару подписей, пусть, возможно, и самого губернатора, который, может быть, действительно поверил в чудо…