Россия энергично отворачивается от Запада и самоизолируется, не боясь, кажется, никаких санкций. Журнал «Русский репортер» («РР») провел расследование на тему: а сможет ли наша страна выжить самостоятельно и обеспечить себя всем необходимым?

Прямого ответа на этот вопрос журнал не дал, но он напрашивается сам собой.

По степени уязвимости журнал условно поделил российскую экономику на три группы благополучную; с проблемами, но которые можно преодолеть; неблагополучную. К благополучной, как, наверное, понятно уже из определения, относятся наименее зависимые от импорта отрасли. Это оборонный комплекс, строительство и металлургия. Но и в этой группе не все в идеале. Так, в оборонке, например, импортируются двигатели для вертолетов, целый ряд компонентов для производства беспилотников и боевых кораблей и части для крылатых ракет.

Причем основные объемы продукции идут из Украины, и в случае прекращения поставок придется на несколько лет резко снизить гособоронзаказ по выпуску вышеперечисленной номенклатуры. Сколько лет в целом займет слезание с «украинской иглы» и во что слезание обойдется, сказать сегодня вряд ли кто сможет.

В строительстве, говорится в расследовании, ситуация лучше и перейти на отечественные материалы страна сможет хоть завтра. Однако здесь вопрос в цене. Импортная продукция, как правило, дешевле, и на стройки олимпийского Сочи, скажем, цемент было выгоднее завозить из Турции. Точно так же керамический кирпич Дальнему Востоку дешевле покупать в Южной Корее, чем на заводах европейской части России. То есть закрытие границ обещает удорожание строительства и жилья, поскольку импорт, кроме всего прочего, создает конкуренцию и сдерживает рост цен на продукцию российских производителей, которые с этим делом обычно не церемонятся.

Во второй группе, «с проблемами, но которые можно преодолеть» – все еще сложнее. К этой группе авторы расследования отнесли космос, сельское хозяйство, электронику, высокие технологии (IT), машиностроение, химию и нефтепереработку. Самым узким местом в ракетнокосмической отрасли эксперты называют электронику, где доля импорта достигает 70 процентов. При закрытии границ будет возможным производство устаревших, разработанных еще в советское время, ракет, но «придется отказаться от ряда модификаций, в которых шире используется современная компонентная база, позволяющая активнее внедрять цифровые технологии». Как, видимо, предстоит забыть и о современных космических аппаратах связи гражданского назначения. Большая напряженка возникнет и с бытовой электроникой, где сплошь импорт – компьютеры, телевизоры, DVD-проигрыватели, смартфоны, айфоны, айпады, обычные и мобильные телефоны, микроволновки, стиральные машины, электрочайники и т.д. и т.п.

Серьезные проблемы железный занавес создаст и производству продуктов питания. Земли в России, конечно, много, и много чего на ней можно было бы выращивать, отказавшись от импорта. Но завозит наша страна прежде всего семенной фонд, который за рубежом здоровее и урожайней. Это картошка, сахарная свекла, кукуруза и другие культуры. Выращенное же надо на чем-то убирать, и тут с отечественной техникой просто беда.

«У нас для сельхозмашиностроения нет сегодня ни одного завода, выпускающего дизельные двигатели, нет производства мостов, комплектующих, – цитирует «РР» бывшего директора «Ростсельмаша» Юрия Пескова. – Как делать машины, тракторы, бульдозеры, комбайны и электрички, мы знаем, но конкуренцию импорту пока проигрываем: заграничных бульдозеров на российских стройках – 70 процентов, экскаваторов – 85 процентов, строительных погрузчиков – 96 процентов…».

«А импортных тракторов на наших полях четыре из пяти. Да и комбайны не совсем российские», – констатирует журнал. Так что в случае чего пахать, сеять и убирать будем на лошадях и быках, которых, впрочем, тоже нет.

Третью группу – «неблагополучную» – в случае самоизоляции ждет элементарный крах.

Это станкостроение, медикаменты и легкая промышленность.

«А много ли у вас российских станков?» – спросили как-то журналисты руководителя одного из самых продвинутых наших оборонных предприятий, прошедшего накануне серьезную модернизацию, пишет «РР». Тот задумался, переадресовал вопрос подчиненным, и те скоро прибежали с ответом: «Есть!». Но один. Промышленный пылесос для уборки цехов. «Чтобы сотня импортных станков не надышалась вредной для них пылью».

Статистические данные в этой сфере такие: «…в 2006 году российские заводы закупали за рубежом 87 процентов станков, в денежном выражении доля импорта приближалась к 99 процентам».

Может, и сумеем начать выпуск своих, но по цене они будут золотые, говорят специалисты. А в легкой промышленности и производстве лекарств дела вообще беспросветные.

Разжигая антизападные и изоляционистские настроения, в России стараются как-то не вспоминать, что призывают кусать руки, которые и деньги россиянам дают – через покупку наших газа и нефти, – и кормят нас, и одевают, и развлекают, поставляя в страну электронику, в которой сутками торчит наше население, и перевозят нас в машинах, сделанных там либо по тамошним технологиям. Разжечь ненависть-то, как показывает опыт, нетрудно, труднее будет жить на этом пепелище. Если вообще возможно. Мракобесие ведь забавно только тогда, когда желудок сыт…

Юрий Кашинский