21 июля на базе крестьянского хозяйства фермера Алексея Макарова в селе Крестово Городище Чердаклинского района состоялось выездное заседание комитета ЗСО Ульяновской области по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды.
Председатель региональной Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Вячеслав Варганов отметил, что в нынешнем году фермерскому движению исполняется 25 лет. Его уникальность состоит в том, что оно становится социальной опорой российского села: появляется в деревне фермерское хозяйство – у неё появляется шанс на жизнь.
Вместе с тем, как полагает Вячеслав Варганов, есть очень сложные вопросы. Всё заметнее, например, становится дефицит рабочих кадров. Причины разные. Но одна из них очевидна: люди хотят получать достойную зарплату. Сейчас экономить на зарплате – себе дороже. Разумные фермеры понимают это и платят достойные деньги. А налоги? Отчисляются далеко не всегда и не в полном объёме. Пора вводить этот процесс в цивилизованное русло: государство должно поддерживать фермеров, но и фермеры должны пополнять и областной, и федеральный бюджет в виде налогов.
Ульяновские фермеры неоднократно ставили вопрос о государственной поддержке фермеров на основе погектарного субсидирования. С 2013 года такой порядок действует. Однако радости от такой победы нет: размер финансирования многократно меньше европейского уровня. Более того, уровень государственной поддержки после отмены компенсаций на топливо и удобрения стал даже ниже.
Расчёт показывает, что минимальный размер погектарного финансирования должен составлять четыре тысячи рублей в год: две тысячи – для проведения посевной кампании, ещё столько же – для проведения уборочной страды.
Начиная календарный год, каждый фермер должен иметь прогноз хотя бы на ближайшее будущее, поэтому минимально допустимая цена на зерно должна устанавливаться государством в начале каждого текущего года: в январе-феврале. Последующий рост цен при благоприятных погодных условиях будет отрегулирован рыночным механизмом.
Более 80 процентов техники, используемой фермерами, изношено. Это не позволяет в оптимальные агротехнические сроки провести посевные и уборочные работы, что приводит к заметным потерям урожая, снижению его качества. Те фермеры, которые успели в прошлом году убрать урожай зерновых культур до дождей, оказались в заметном выигрыше. Но это – единицы. А большинство – не успели, потому что энергонасыщенной техники не хватает или её просто нет совсем. Регион обратился с предложением к федеральному министру сельского хозяйства разработать и с 2015 года внедрить меры по техническому оснащению села, субсидировать со стороны государства до 35 процентов стоимости техники.
Нужны неотложные меры по возрождению отечественного семеноводства. Особенно это касается сортов семян технических культур: кукурузы, свёклы и подсолнечника. Сотрудничество с наукой, применение высоких технологий, а главное, высокоурожайные семена обязательно послужат залогом высоких урожаев.
Сегодня многие банки предлагают свои услуги по кредитованию фермеров. Ульяновские фермеры предложили создать на базе ОАО «Россельхозбанк» Агентство по развитию АПК. Решить вопрос о предоставлении кредитов фермерам со ставкой три процента годовых на срок до 20 лет.
Ещё в феврале 2012 года на совещании в министерстве сельского хозяйства России фермеры поставили вопрос о зачислении в трудовой стаж тех лет, которые были фактически ими отработаны: с 1991 по 1998 годы. Однако, ситуация до сих пор не изменилась. Между тем ответа ждут уже не сотни, а тысячи фермеров.
Всё более актуальной становится тема сельскохозяйственной кооперации. «Это, – считает Вячеслав Варганов, – магистральный путь развития малого аграрного бизнеса, ключ к системному развитию многоукладного сельского хозяйства. Кооперация – важнейшее условие повышения конкурентоспособности КФХ, решения острой проблемы сбыта произведённой продукции. Но сегодня этот вопрос в России не решён нигде. Хотя, вроде, все «за». Фермеров призывают развивать кооперацию снизу. Но никто не говорит, как это делать без денег и при низкой доходности. Для развития нужна государственная поддержка».
Вместе с тем, настало время и самим фермерам учиться работать в тесной связке друг с другом, сохраняя при этом свою экономическую независимость. Есть, например, вопросы для сотрудничества в сфере оптовых закупок удобрений, топлива, продажи зерна.
Пришла пора формировать единую площадку для этих целей. Разве целесообразно держать в штате каждому фермеру бухгалтера, юриста, других работников, без которых не обойтись? В Европе к пониманию этого шли десятилетиями. Сейчас там фермер освобождён от функций, не связанных с крестьянским трудом.
Однако приоритетность определяется прежде всего тем, куда направляются финансы, на какие проекты идут основные денежные потоки. Этот важнейший индикатор убедительно показывает – в России до сих пор предпочтение отдается мегафермам и крупным сельхозпредприятиям. Запускаются проекты молочных комплексов на две, пять тысяч коров, свинокомплексы – на 50, 100, 200 тысяч свиней.
Дух захватывает от таких цифр! На каждый такой мегапроект государство щедро выделяет миллиарды рублей. А на всю общероссийскую программу семейных животноводческих ферм с трудом находит полтора миллиарда. Почему так происходит? Дело в том, что в России аграрная стратегия основана на застарелых мифах: мегафермы выгодны, так как производят большие объемы товарной продукции с наиболее низкой себестоимостью. Но вот цифры: стоимость одного скотоместа на семейной молочной ферме составляет 120 тысяч рублей, на мегафермах – 520 тысяч по причине неоправданно высоких затрат на строительство и техническое оснащение ферм.
Во всём мире основу производства продовольствия составляют семейные фермы. Есть на Западе и мегапредприятия. Они представляют собой кооперативные объединения и создаются на основе тех же семейных ферм. Но, благодаря кооперации, объединяются и становятся экономически сильными и влиятельными.
Ульяновские фермеры не против агрохолдингов, они за разумные пропорции и против дискриминации фермерских хозяйств. Каждый из них относится с большим пониманием к трудностям при формировании областного бюджета. Поэтому все вместе они готовы предложить свою продукцию, прежде всего, овощи (картофель, капусту, морковь), а также и мясо для бюджетных организаций по ценам, заметно ниже рыночных. Это выгодно бюджету и самим фермерам, поскольку они имеют гарантированный рынок сбыта. Пока что вот уже много лет тендеры на поставку овощей выигрывают другие, предлагая цены на 30-40 процентов выше фермерских.
Вячеслав Варганов напомнил участникам заседания о рекомендациях последнего аграрного съезда Минсельхозу России. Первое из них, как известно, предлагает начать в текущем году «общероссийскую коровью перепись». Говоря иначе, наладить учёт, посчитать, пронумеровать всех имеющихся в стране коров. Так делают повсюду. Тем более, что есть большие сомнения в достоверности статданных в этой отрасли – как по поголовью, так и по объему произведённого молока.
Во-вторых, рост производства молока напрямую зависит от роста поголовья. Поэтому часть государственных денег, выделяемых на молочную отрасль, необходимо направить на увеличение поголовья коров. Надо стимулировать возрастающий рост поголовья во всех хозяйствах, независимо от формы собственности и размеров.
Третьим направлением господдержки является обновление парка сельскохозяйственной техники, четвёртое – субсидирование процентной ставки по кредитам. На это идёт львиная доля господдержки. Но фермеры считают, что оно не очень эффективно. Во всем мире предпочитают другой путь – прямые выплаты сельхозпроизводителям. Тогда поддержка станет действительно доступной, справедливой и эффективной.
Виктор Никитин