Первая мировая война продолжалась с 28 июля 1914 года по 11 ноября 1918 года и стала одним из самых масштабных и кровопролитных вооружённых конфликтов в истории человечества. Враждующие стороны широко использовали новейшие научные и технические достижения: авиацию, автотранспорт, отравляющие газы, подводные лодки, танки. Как никогда раньше, страдало мирное население; именно с этой войной пришло в международный лексикон страшное слово «геноцид». В этом году исполняется сто лет с начала тех уничтожающих все живое событий.
Русские солдаты в окопеДля Российской империи Первая мировая война имела, кажется, самые фатальные последствия: две революции, распад страны, Гражданская война, установление большевистского режима. Войну фактически замалчивали многие десятилетия, несмотря на многочисленные примеры истинного героизма и величия духа, блестящий талант военачальников и высокие примеры бескорыстия и солидарности. Да, наша страна не может хвастаться статусом «державы-победительницы», но тем важнее и поучительнее для потомства уроки событий столетней давности. Сейчас они приобретают характер прямо-таки злободневный, на них необходимо учиться, чтобы не наступать на те же грабли.
«Вторая Отечественная война»
Накануне Первой мировой войны Россия крепила «духовные скрепы» и вспоминала о великом прошлом державы. В 1912 году шумно отметили 100-летие Отечественной войны 1812 года и победы над Наполеоном, в 1913 году – 300-летие Царствующего Дома Романовых и окончание Смуты XVII века. Заботы власти об общественной морали и здоровье россиян обернулись принятием в июле 1914 года «сухого закона».
Симбирск был, конечно, далёк от всех возможных фронтов, но военные события коснулись края сразу и непосредственно. В губернии была объявлена мобилизация, и тотчас по объявлении войны на фронт убыли кадровые части, квартировавшие в Симбирске: 163-й Ленкоранско-Нашебургский и 164-й Закатальский пехотные полки и 5-й Литовский уланский полк.
«Настроение во всех кругах населения Симбирской губернии, в общем, было нормальное, но с объявлением войны, настроение резко приподнялось и сделалось высоко-патриотичным», — сообщал Начальник губернского жандармского управления полковник Шабельский.
Но градус патриотизма иногда зашкаливал. 2 августа 1914 года в уездном городе Сенгилее вспыхнули беспорядки среди мобилизованных резервистов, подавленные силой оружия. Пять человек были убиты, а признанный зачинщиком бомбардир Никита Пупков впоследствии расстрелян. 12 августа из-за слухов о «германских шпионах» в Симбирске «взволновались» несколько тысяч человек. Побои получили несколько германских подданных. В полицейских, пытавшихся утихомирить толпу, полетели камни.
Первые раненые, первые пленные
Но эксцессы мало портили внешне отрадную картину. Дома в Симбирске украшались трёхцветными национальными флагами, повсеместно совершались молебны о даровании победы русскому воинству. Были отмечены случаи ухода добровольцами на фронт представителей интеллигенции, педагогов Симбирской мужской гимназии и городских училищ, учащихся старших классов.
25 августа 1914 года Симбирский губернатор Александр Степанович Ключарев обратился с воззванием к горожанам. Он просил о помощи при транспортировке до города носилок с тяжелоранеными бойцами, до 350 человек, из прибывающей в город партии в 700 человек. Среди этой партии находился канонир 79-й артиллерийской бригады Сигизмунд Мержиевский, уроженец и житель Варшавской губернии, раненый в первые же часы начавшейся войны, в сражении на германской границе у Н. Георгиевской крепости.
А 28 августа 1914 года в Симбирск прибыла первая партия военнопленных. Это были подданные Австро-Венгерской империи – чехи, словаки, венгры, украинцы-русины, австрийцы и даже итальянцы! Впервые в истории в городе одновременно оказалось столько иностранцев, до полутора тысяч человек, а наш народ к иностранцам — со всею душою. Расхристанные военнопленные рядовые, с папиросами в зубах, сразу составили колоритную часть уличной толпы. Они без дела слонялись по городу группами, приставали к жителям с просьбами о подаянии, завязывали знакомства с прекрасными симбирянками.
Другое дело – военнопленные офицеры. Некоторые из них, по статусу почётной капитуляции, имели даже право на ношение холодного оружия. Чех Ханс Коларик встретил дочь русского подполковника Мусю Китаеву на Лосевой (ныне Федерации) улице в октябре 1915 года. Молодые люди крепко сдружились. В 1918 году, освободившись из плена, Ханс сделал Мусе предложение. Они прожили вместе 62 года, воспитав четверых детей и 11 внуков!
Герои «Второй Отечественной»
В августе 1914 года, в составе 41-й пехотной дивизии, Ленкоранско-Нашебургский и Закатальский полки вступили в жестокие сражения с германскими войсками. «Германцы обрушились на русских. Гибель наших генералов Самсонова, Мотроса, Пестича и др.», — гласили тревожные заголовки в «возмутительном и несогласном с общим патриотическим настроением» номере газеты «Сызранское утро».
В жестоком бою был смертельно ранен и попал в плен к противнику командир «ленкоранцев», хорошо знакомый всему Симбирску полковник Феофил Александрович Эккерсдорф. Люди, для которых фамилия офицера значила больше, чем его безупречная честь, стали распространять слухи, что «немец» предал, сдался, подставив своих солдат. Жестокая правда выяснилась впоследствии, и российское командование в 1916 году посмертно удостоило безупречного Ф.А. Эккерсдорфа чина генерал-майора.
В сражениях Первой мировой войны отличились многие симбиряне. Уроженец Сенгилея Михаил Семенович Илларионов (1888 – 1917) за самоотверженность и мужество с сентября по ноябрь 1914 года был удостоен трёх Георгиевских крестов. В июне 1916 года, во время знаменитого Брусиловского прорыва, М.И. Илларионов захватил в плен 360 солдат противника, и генерал от кавалерии А.А. Брусилов лично наградил симбирянина Георгиевским крестом 1-й степени.
Полным Георгиевским кавалером стал уроженец с. Шатрашаны Алатырского уезда Иван Владимирович Тюленев (1892 – 1978), впоследствии генерал армии, Герой Советского Союза, командующий Южным и Закавказским фронтами в период Великой Отечественной войны. Этот список можно продолжать.
Симбирск – фронту
В период Первой мировой войны в Симбирске размещались и были сформированы тридцать пять пехотных полков, в Сызрани – шесть, в городах Карсуне и Сенгилее – по одному, в Алатыре – три пехотных полка, а также кавалерийские полки и иные армейские подразделения. В Симбирске и на территории губернии работало большое количество военных госпиталей и эвакуационных пунктов, причём многие из них открывались на частные пожертвования и размещались в бесплатно предоставленных домовладельцами помещениях.
Оборонные заказы способствовали развитию традиционных и возникновению новых отраслей промышленности и предприятий на территории Симбирской губернии. К концу 1917 года общая производительность суконных фабрик выросла в полтора-два раза по сравнению с довоенным уровнем. Считается, что каждая третья солдатская шинель в годы Первой мировой войны была пошита из симбирского сукна.
Получили развитие металлообрабатывающая, кожевенная, химическая промышленность. В 1914 году в Симбирске началось строительство третьего казенного патронного завода в заволжской слободе Часовне, с 1918 года начавшего выпуск собственной продукции. В конце 1916 года был введён в эксплуатацию железнодорожный мост через Волгу в Симбирске, строившийся с 1913 года.
Симбирская губерния поставила для действующей армии десятки тысяч голов строевых и рабочих лошадей, значительное количество крупного рогатого скота, овец, свиней для продовольствия военнослужащих. Собственная ситуация с продовольствием в пределах аграрной губернии на всём протяжении войны оставалась относительно стабильной и устойчивой.
«Кровавый базар»
Но принимавшая затяжной характер война забирала всё больше рабочих рук, особым образом — из аграрного сектора. Инфляция, перебои с продуктами, возрастающее имущественное расслоение способствовали нарастанию общественного напряжения. Оно в Симбирской губернии несколько раз принимало формы прямого столкновения недовольных с войсками и полицией. Кульминацией в этом процессе стали события так называемого «Кровавого базара» 4 июля 1916 года в Симбирске.
Возмущённая ростом цен, томившаяся в многочасовой очереди толпа, состоявшая по преимуществу из женщин и молодёжи, принялась громить лавки и магазины. Полиция оказалась бессильна. Вызванные для подавления беспорядков войска, открыли огонь по людям, убив троих и ранив 9 человек в возрасте от 8 до 72 лет; 24 участника беспорядков было арестовано, в городе введено чрезвычайное положение…
Родина, конечно, всё пережила. Но какой ценой? В Первой мировой войне Россия потеряла убитыми 1 670 000 военнослужащих и 1 070 000 мирных жителей. 3 749 000 солдат и офицеров получили ранения и 3 343 000 оказались во вражеском плену. До сих пор нет точной статистики симбирян, участвовавших в боях и сложивших свои головы, пострадавших на этой войне – хотя во многих регионах уже ведётся работа и подготовлены «Книги памяти», включающие в себя десятки тысяч фамилий участников и жертв Первой мировой. Между тем, это нравственный долг перед памятью предков. Нужно помнить историю, чтобы не повторять её ошибок.
Ермил ЗАДОРИН