Росприроднадзор своим приказом от 1 августа текущего года утвердил государственный реестр объектов размещения отходов по каждому субъекту РФ. В разделе, посвященном Ульяновской области, значится лишь три таких объекта: полигоны ТБО в селах Большие Ключищи, Русский Мелекесс и р.п. Сурское. Таким образом, ни Красноярский, ни Баратаевский полигоны в госреестр не попали. Означает ли это, что размещение отходов на них отныне под запретом? Этот вопрос мы задали руководителю ульяновского управления Росприроднадзора Александру Каплину.

– В госреестр ранее входило 18 объектов размещения отходов, расположенных на территории Ульяновской области, то есть в перечень от 1 августа, о котором идет речь, не вошли 15 полигонов, в том числе Баратаевский и Красноярский. Мы здесь в Ульяновске были этому крайне удивлены.
Дело в том, что предприятия – собственники объектов размещения отходов – обязаны порядке на бланке по утвержденной форме уведомлять нас об инвентаризации своих объектов. Мы получили эти данные от предприятий и перенаправили их в Москву для внесения в госреестр. Но внесены были, как вы отметили, лишь три полигона, из которых город Ульяновск обслуживает только один – Большеключищинский.
В центральном аппарате Росприроднадзора нам объяснили, что имеют место какие-то либо технические опечатки, либо сами природопользователи – владельцы объектов размещения отходов – что-то не учли. Возможно, отсутствуют реквизиты каких-то документов, или отсутствует экологическая экспертиза, или нет ссылки на рабочий проект, или что-то в каких-то графах не совпадает. До устранения этих нестыковок, остальные объекты размещения отходов, которые находятся на территории Ульяновской области и ранее были включены региональный реестр, будут отсутствовать в госреестре, который ведет центральный аппарат Росприроднадзора. Из Москвы нам пришла телеграмма. Мы должны срочно уточнить у природопользователей информацию, где это возможно – внести необходимые дополнения, в противном случае объект так и останется не включенным в реестр. В соответствии с законом, в этом случае объект будет запрещено эксплуатировать. Думаю, все необходимые дополнения мы внесем в ближайшие неделю-две. Нужно отметить, что с проблемой этой столкнулись по всей России, а не только в Ульяновской области. Многие полигоны, имеющие проекты и положительные заключения госэкспертизы, не попали в госреестр по техническим причинам.

А пока объекты не будут включены в реестр, пока вы вносите все необходимые дополнения, размещение отходов на них будет возможно?

– Во всяком случае, мы этому препятствовать не будем. Мы понимаем, какие последствия нас ждут, если мы оставим только три полигона на всю область. Это нереально.

С последним тезисом согласен и председатель комитета по экологии администрации г. Ульяновска Данила Урдин. Он обратил наше внимание на то, что ТБО – это значительная, но не основная часть всех производимых регионом отходов. Запрет размещения промышленных отходов на полигонах крупных предприятий может привести к серьезнейшим последствиям, в том числе экономическим – собственники объектов должны выполнять обязательства по договорам с предприятиями и населением, но в соответствии с госреестром не имеют права этого делать. По мнению Урдина, в данном случае имеет место юридическая коллизия: Росприроднадзор, с одной стороны, выдал собственникам полигонов лицензии на соответствующую деятельность, а с другой стороны запретил им использовать свои объекты, не включив их в реестр.
– Де-юре прокурор в любой момент может предъявить собственнику полигона, который, несмотря не невключение в реестр, продолжит размещать отходы, законные претензии и будет прав, – считает Урдин. – При этом, согласно правилам, изменения в реестр можно внести не ранее, чем через месяц, то есть проблема будет актуальна как минимум до конца августа.

Тем временем, Минприроды России опубликовалсегодня разъяснения федерального Росприроднадзора по результатам анализа складывающейся в регионах ситуации по обращению с отходами. В них, в частности, говорится, что более чем в 20 регионах Российской Федерации выявлены объекты размещения отходов, не соответствующие установленным требованиям и по этой причине исключенные из реестра. Большая часть таких объектов расположена на землях населенных пунктов, что напрямую противоречит положениям закона «Об отходах производства и потребления». На недопустимость захоронения отходов на указанных территориях еще в августе 2013 г. было указано в Представлении Генеральной прокуратуры РФ.

Как отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин: «Для включения полигонов в реестр, хозяйствующим субъектам необходимо привести эксплуатируемые объекты в соответствие с действующим природоохранным законодательством».

Помимо крупных свалок, не вошедших в реестр, по состоянию на 28 июля 2014 г. на территории России было выявлено более 95 тыс. мест несанкционированного размещения отходов, на суммарной площади около 29 тыс. га.
В 2011 г. Президентом РФ было поручено органам власти субъектов Российской Федерации подготовить и утвердить целевые программы в области охраны окружающей среды, в том числе, в области обращения с отходами. Они должны быть основаны на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, при максимальном вовлечении отходов в хозяйственный оборот. По информации на 16 июня 2014 г. такие программы отсутствуют в 9 регионах: Чукотском автономном округе, Пензенской области, Ульяновской области, Тверской области, Республике Калмыкия, Волгоградской области, Кабардино-балкарской Республике, Амурской области, Рязанской области.

Росприроднадзор предупреждает о том, что в случае нарушения хозяйствующими субъектами требований к осуществлению инвентаризации объектов размещения отходов данные объекты не будут включены в реестр объектов размещения отходов. Следовательно, передача отходов на данные объекты и их прием от сторонних организаций будут являться незаконными.

«Виновные лица будут привлекаться к административной, имущественной или уголовной ответственности. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду будет взиматься с учетом пятикратного повышающего коэффициента. При выявлении правонарушений в данной сфере со стороны глав органов местного самоуправления все материалы будут передаваться в органы прокуратуры», – отметил Р.Гизатулин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.