Сейчас перед Россией в целом и перед Ульяновской областью в частности встают новые задачи, которых год назад никто и предположить не мог. В соответствии с этим изменилась стратегия социально-экономического развития Ульяновской области. Об этом и многом другом корреспондент ИА Медиа73 поговорил с руководителем проектного офиса по актуализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, научным сотрудником Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ильёй Акишиным.

Акишин Илья Андреевич – руководитель проектного офиса по актуализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года. Выпускник Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики, консультирует органы власти с 2008 года. Принимал участие в разработке Стратегий развития города Москвы, Тульской области, Владимирской области, разработке экономической политики города Санкт-Петербурга, а также в ряде иных проектов, направленных на внедрение новых технологий в государственном и муниципальном управлении.

– Какие изменения внесли эксперты в региональную стратегию развития?
– Мы видели своей главной задачей сформировать высший уровень стратегирования Ульяновской области. Мы разработали четыре основных приоритета развития региона. Как вы знаете, совсем недавно приняли Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», что означает, что вся работа по стратегиям войдет в правовое поле, будет проводиться в соответствии с законом. В нём задумано реализовать схему «увязки» стратегий на всех уровнях Российской Федерации: от федеральной, окружной, до региональных и в том числе муниципальных. Возвращаясь к приоритетам: развитие человеческого потенциала, формирование институциональной и инфраструктурной среды инновационного развития, обеспечение структурной диверсификации инновационного развития экономики (то есть определение преимущественных отраслей и повышение средней заработной платы), сбалансированное пространственное развитие (уменьшение «разрыва» в развитии между муниципальными образованиями, развитие области в едином русле).

– Какие меры предусматривает стратегия для развития человеческого капитала?
– Основная цель – стабилизировать численность населения. Нами в ходе предварительного исследования было установлено, что в Ульяновской области людей умирает больше, чем рождается, и уезжает больше, чем приезжает. На основании демографического прогноза прописали в стратегии конкретные индикаторы. В целом, для дальнейшей работы мы выделили одиннадцать сфер деятельности, которые будут способствовать развитию человеческого потенциала. Это демография, здравоохранение, физическая культура, образование, культура, повышение доступности жилья, социальные институты, молодежная политика, экологическая безопасность, автодороги и общественный транспорт, правопорядок и противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций. Если брать конкретику, то, например, в части культурной политики прописали отдельную задачу по проведению мероприятий, посвящённых предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Человеческий потенциал – это ещё и здоровье населения. Стратегия предусматривает улучшение качества питания, повышение уровня вовлечения людей в спорт. Важной задачей стало повышение числа граждан, имеющих высшее профессиональное образование в регионе. Сейчас этот показатель ниже, чем в иных субъектах ПФО. В вопросах правопорядка мы предлагаем с помощью комплекса мер снизить количество рецидивов. Основной показатель, индикатор успешной работы в сфере правопорядка – создание условий, для того, чтобы лица, которые покинули места лишения свободы, не попадали туда снова. По каждой такой сфере деятельности сформирован комплекс целей, задач и мероприятий.

– А что конкретно предлагается для снижения рецидивов среди бывших преступников?
– Сейчас 60 процентов граждан, которые выходят из мест лишения свободы, возвращаются туда снова. Мы прогнозируем снижение этого показателя до 35 процентов к 2020 году. Для этого мы предусмотрели внедрение современных систем профилактики правонарушений, обеспечение эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти для обеспечения общественного порядка и стимулирование гражданского участия в обеспечении правопорядка, поддержку и создание общественных объединений.

– Насколько сейчас область и её экономика зависят от сырьевых ресурсов, и как это изменится после реализации стратегии?
– В Ульяновской области, конечно, имеются месторождения нефти и залежи полезных ископаемых, но их мало. Есть лишь одно предприятие, занятое переработкой нефти. Нельзя не отметить, что вся экономика России зависит от сырья, соответственно, регион тоже зависит от него, поскольку находится в прямой связи с уровнем развития экономики государства. В области достаточно внушительный кластер промышленно-строительных материалов, сейчас он является одним из основополагающих. Проблема в том, что строительство – кризисозависимая отрасль, поэтому есть некоторые риски. Они будут оставаться, ведь отрасль растёт. Одним из ключевых преимуществ области является то, что в ней есть высокотехнологичная обрабатывающая промышленность. Доля обрабатывающей промышленности составляет порядка 22 процентов в валовом региональном продукте (далее – ВРП). Отрасли-драйверы (лидеры в производства, которые определяют экономику) для Ульяновской области – высокотехнологичные отрасли по классификации Росстата. Это авиапромышленность, автопром, оборонная промышленность. В такой деятельности Ульяновск имеет хорошие заделы, которые необходимо реализовать для успешного развития региона на длительную перспективу.

– Как стратегия развития согласуется с планами по развитию индустриальных парков и строительством ПОЭЗ?
– Авиационную промышленность мы выделяем в качестве приоритетного направления развития региона, в том числе услуги по техническому обслуживанию, ремонту воздушных судов. Одной из основных площадок формирования благоприятного инвестиционного климата мы выделяем промышленные зоны, для развития которых, кстати говоря, уже сделано немало. Одной из задач по поддержанию высокого статуса региона с благоприятным инвестклиматом будет развитие инфраструктуры для промышленных зон. Нами также актуализирован проект «Ульяновск – авиационная столица», он тоже является частью стратегии. В рамках данного проекта Портовая особая экономическая зона отмечена как потенциальный логистический центр, как некий грузо-пассажирский хаб(с английского hub – достаточно крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел) в Ульяновской области. Нами в сотрудничестве со специалистами ПОЭЗ разработана логистическая схема. Поэтому мы считаем портовую зону безусловным драйвером экономики региона на долгосрочную перспективу.

– А как интегрируется в стратегию политика импортозамещения?
– В свете последних событий на Украине и в мире, уже разработаны и представлены президенту РФ министерством промышленности и торговли Российской Федерации программы импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе. Сейчас ведётся разговор об импортозамещении в агропроме и текстильной промышленности. Мы при согласовании с министерством экономического развития Ульяновской области безусловно добавим эти изменения в соответствующий раздел стратегии.

– Какие изменения произойдут в отраслях экономики области?
– Мы выделяем два сценария развития. Первый – модернизация существующей промышленности (имеется в виду модернизация всей промышленности, восстановление всех существующих заводов, неважно, в каком они находятся состоянии), которая эффективна в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной имеет малопредсказуемые риски. Второй сценарий предполагает внедрение высоких технологий и создание креативного класса. Под креативным классом не имеются в виду хипстеры или богема, хотя их наличие свидетельствует о высоком уровне благосостояния населения, а подразумеваются люди, которые своим каждодневным трудом создают инновации: инженеры, строители, производственники, архитекторы. Для обоих сценариев рассчитана структура ВРП по отраслям. В любом случае обрабатывающая промышленность продолжит играть существенную роль в экономике, но во втором варианте значительную роль сыграет сектор услуг, который характеризуется гораздо большей добавленной стоимостью.

– Насколько улучшится благосостояние граждан после реализации стратегии?
– Мы предполагаем, что целевые показатели по продолжительности жизни к 2020 году у мужчин вырастут на три года, с 64,5 до 67,5 лет, у женщин с 76,5 до 78 лет. Планируемая смертность не превысит нынешних 14,2 умерших на 1 000 человек, а в оптимистичном сценарии показатель снизится до 12,3. По согласованию с министерством спорта Ульяновской области, к 2020 году количество людей, занимающихся спортом, вырастет с 22 процентов до 33. При этом внимание уделят доступности занятий спортом не только для молодёжи, но и для лиц старшего возраста и инвалидов. Число граждан с высшим профессиональным образованием в регионе повысится со 185 человек на тысячу до 210. На 15 процентов вырастет обеспеченность жильем граждан в области к 2020 году. Что касается заработной платы, то тут её размеры зависят от реализованного сценария. В 2012 году средняя зарплата в регионе составляла 17 100 рублей. К 2020 году она составит 25 тысяч рублей, а к 2025 – 32 тысячи. И эти расчеты произведены в ценах 2012 года, то есть они учитывают инфляцию. Эти цифры предполагают собой развитие второго сценария – варианта высоких технологий и креативного класса. В сценарии модернизации промышленности рост будет несколько более скромным.

– Как в стратегии планируется раскрыть туристический потенциал области?
– Проект «Ульяновск – культурная столица» – это проект с амбициозным названием, и это хорошо. Проводится много мероприятий, в том числе ежегодно проходит международный культурный форум. Необходимо выходить на внешние рынки, то есть создавать ориентированность не только на Китай, но и на субъекты РФ. Очень важная веха в этом плане – чемпионат мира по футболу в 2018 году. Часть болельщиков со всего мира во время проведения чемпионата разместят тут, в Ульяновске, когда их любимые команды будут играть в Самаре, Казани, Саранске. Мы разработали подход к проекту «Ульяновск – культурная столица» с точки зрения туриста. В ходе разработки выделили пять аспектов: эффективное информирование (для возможности планирования времяпрепровождения), создание условий для безопасного, комфортного и доступного пребывания гостей в город, высокий уровень обслуживания (он предполагает нестандартный подход, некую «фишку», особенность), условия для насыщенного времяпрепровождения и стимулирование для повторных приездов. Последнее может представлять собой функционирование программ лояльности для туристов.

– Не затронет ли внешнеполитическая общемировая нестабильность реализацию стратегии, насколько она гибка и вариативна?
– К сожалению, мы уже пересмотрели прогноз в сторону снижения, цифры, которые я назвал, уже рассчитаны с учетом ухудшения обстановки в мире. Практически все эксперты сходятся в том, что Ульяновская область, как и Российская Федерация в целом, будут жить в среде с достаточно нестабильной внешней обстановкой.

– На какой уровень поднимется регион после реализации программы?
– Ульяновская область при реализации разных сценариев может обогнать по ключевым показателям Саратовскую, с которой сейчас почти наравне, приблизиться к республике Татарстан. При самом оптимистичном прогнозе ВРП региона увеличится на 30-40 процентов с учетом инфляции, если же программа не реализуется, и всё останется, как есть, то это будет всего лишь 1-2 процента экономического роста в реальных ценах за десять лет.

– Какие риски учитывает стратегия, и какие из них пока не учтены в программе?
– Во-первых, стратегия учитывает снижение численности населения Ульяновской области; во-вторых, неравномерное пространственное развитие, когда Ульяновск забирает ресурсы из других муниципальных образований; в-третьих, уязвимость перед внешнеэкономическими факторами. Внешний фактор очевиден – мировая нестабильность и конкуренция с достаточно сильными соседями. Ульяновская область мало того что окружена сильными регионами, имеющими внушительную сырьевую базу, но к тому же у них сильно развиты практически те же отрасли промышленности. И это – серьёзный вызов для поддержания конкурентоспособности субъекта. Также мы выделяем несколько более низкий уровень развития транспортной сети.

– Какая роль отводится малому и среднему бизнесу в региональной стратегии?
– Этому посвящён целый раздел в Стратегии. Малый бизнес должен играть особую роль. Экономики АТЭС (страны-члены форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) пропагандируют форму малого бизнеса как одного из ключевых компонента экспортной активности стран. Это вопрос качества и вопрос восприимчивости малого бизнеса к инновациям. В среднем по России уровень такой восприимчивости, к сожалению, невысок. На наш взгляд, необходимо способствовать восприимчивости бизнеса к инновационным методам производства. Есть известный способ – инновационный ваучер. Он означает не просто денежную помощь предпринимателю или организации малого бизнеса, а возможность внедрения на производство инновационных методов, причём эту технологию разрабатывает местная фирма или вуз. Это формирует креативный класс. Очень важно внедрять такие разработки в малый бизнес и непосредственно в экономику. Кстати, Ульяновская область по рейтингу инновационной активности Высшей школы экономики занимает первое место. Также она является членом Ассоциации инновационных регионов России. Цель стратегии в этом секторе экономики области – увеличить оборот продукции, производимой малыми предприятиями в два раза.