В Ульяновской области разрабатывается региональный стандарт обеспечения благоприятного предпринимательского климата. В документе будет закреплена новая система поддержки малого и среднего бизнеса.

Подробно о положениях, содержащихся в проекте, вынесенном на общественное обсуждение, «УП» поговорила с председателем правления региональной Корпорации по развитию предпринимательства Русланом Гайнетдиновым.

– Региональный стандарт предполагает создание института гарантий реализации права на предпринимательскую деятельность. Что он будет собой представлять?

– Будет создана специализированная рабочая группа (СРГ), объединяющая на своей площадке все структурные подразделения, имеющие разрешительные и контрольные полномочия, а также организации сетевой инфраструктуры. Ее возглавит первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Смекалин. В функционал СРГ будет входить рассмотрение заявлений предпринимателей о выборе инвестиционной площадки для реализации своего инвестиционного проекта.

– Чем конкретно предпринимателю поможет обращение в СРГ?

– По сути, СРГ будет осуществлять регламент «первого приема». Допустим, предприниматель хочет осуществить какой-то проект. Ему нужен земельный участок. Он для себя определил хорошее место для строительства объекта. Обратившись в муниципалитет за согласованием, он в течение 30 дней может получить обоснованный отказ в предоставлении этого участка и будет вынужден искать новый. Не зная генплана, правил землепользования, расположения сетей, он раз за разом будет получать обоснованные отказы. Никто ему не предложит альтернативную площадку. Наша задача – дать предпринимателю исчерпывающие сведения о приглянувшемся ему участке. И в случае, если реализация его проекта здесь невозможна, предложить другой возможный вариант.

– То есть задумавшись о новом проекте, предприниматели будут обращаться к вам, а не в комитет архитектуры?

– К сожалению, внедрение системы муниципальной услуги «первого приема» идет не так быстро, как хотелось бы. Сегодня данный регламент ввели у себя только пять муниципалитетов, поэтому пока СРГ возьмет на себя, что называется, «в ручном режиме» решение этого вопроса. В дальнейшем, когда регламент заработает во всех муниципальных образованиях, институт будет осуществлять контроль за этим процессом.

– Как на практике будет оказываться помощь в выборе участка?

– После приема заявления предпринимателя в течение семи дней оно должно будет быть рассмотрено профильным структурным подразделением или органом, от которого зависит решение данного вопроса. Если мы говорим о выборе участка, то, конечно, нужно сначала узнать мнение архитектуры. Параллельно будет проходить предварительное согласование предоставления земельного участка с сетевыми организациями. Исчерпывающую информацию предприниматель получит на заседании СРГ, которое будет проходить не реже одного раза в месяц. В нем будут принимать участие все заинтересованные стороны. Я говорю не только о сетевых компаниях. Если речь идет о специфическом виде деятельности, допустим, об открытии дошкольного детского учреждения, то мы можем привлечь представителей соответствующего лицензирующего органа. Все они смогут высказать свое мнение по проекту, которое будет зафиксировано в протоколе заседания СРГ. Это не конечный документ. Предприниматель все равно должен будет пройти процедуру, которая прописана в Земельном кодексе, но у него уже будет полное понимание, что он должен сделать, и предварительное согласование со всеми структурами. По нашему мнению, это значительно облегчит его дальнейшую работу.

– Насколько я знаю, СРГ также отводится роль третейского судьи в спорах экономического характера?

– Рассмотрение жалоб экономического содержания также будет входить в функционал СРГ. Приведу конкретный пример: предприниматель не может ввести свой объект в эксплуатацию. Почему? Может быть сотни причин. Например, у него в первоначальном проекте была одна конструкция помещения, потом в проект были внесены изменения, а документы не успели вовремя оформить. И вот у предпринимателя заканчивается срок аренды земельного участка, муниципалитет имеет право его не продлевать. Мы видим конфликтную ситуацию, которая может перерасти в судебную тяжбу. Чтобы не допустить этого, можно собрать всех заинтересованных лиц, обсудить проблему и найти решение. СРГ планирует делать это на системной основе.

– Представители МСБ не раз обращались к региональному правительству с просьбой предоставить им такие же преференции, что и крупным инвесторам. Услышали ли их просьбу?

– Региональный стандарт обеспечения благоприятного делового климата предполагает наличие сформированной системы преференций для малого и среднего бизнеса Ульяновской области. В частности, предлагается распространить льготы по уплате транспортного, земельного налога, налога на прибыль и налога на имущество на бизнес-проекты, реализуемые малым бизнесом с объемом инвестиций меньшим, чем предусмотрено постановлением областного правительства для присвоения инвестиционным проектам и бизнес-планам статуса приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области. Нужно понимать, что любой предприниматель, который вкладывает деньги в свой проект, – это приоритетный инвестор.

– Разрабатываемый стандарт также содержит пункт о мониторинге качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Каким образом он будет осуществляться?

– Мониторинг будет проводиться по методике «тайный инвестор». Мы уже проводили подобные исследования. Например, 27 мая на заседании правительственной комиссии по МСП были представлены результаты исследования, целью которого было оценить, как работают с инвесторами специалисты районных центров развития предпринимательства и администраций муниципальных образований. После этого на местах был проведен дополнительный инструктаж всех тех служб, которые занимаются осуществлением контактов с субъектами экономической деятельности. Насколько эффективным он был – покажут результаты следующего исследования. По опыту нашей работы могу сказать: чтобы устранить все сбои, подобные срезы должны проводиться 4-5 раз в год.

– Еще одно положение, содержащееся в документе, – утверждение системы регулярного взаимодействия высшего должностного лица региона (муниципального образования) с руководителями общественных объединений предпринимателей. Для чего оно вводится?

– У нас, да и в России в целом есть большая проблема с мотивацией к вступлению в союзы или объединения, хотя во всем мире это весьма распространенная практика. В Европе, допустим, ты не можешь работать в той или иной сфере, не будучи членом определенного союза, палаты или ассоциации. У нас нет задачи всех предпринимателей «загнать» в существующие бизнес-объединения. Для нас более важно создание профессиональных объединений для консолидированного представления интересов определенного круга предпринимателей – таких, как союз станкостроителей, например. В Ульяновской области всего шесть таких предприятий, и по отдельности им сложнее решить свои узкие проблемы, донести их до власти. Если руководитель такого союза будет иметь доступ к первому лицу, до которого он может донести проблемные вопросы своего объединения, это, безусловно, будет мотивировать людей к совместной работе в организациях.

– В региональном стандарте также есть требование о наличие документа, закрепляющего принцип неухудшения положения субъектов малого и среднего предпринимательства. Насколько я помню, Ульяновская область обращалась с аналогичной инициативой в федеральный центр…

– Да, мы направляли подобную инициативу, но получили отрицательный ответ, поэтому решили для начала попробовать реализовать этот принцип на территории Ульяновской области. Мы предлагаем закрепить его при разработке проектов нормативных актов Ульяновской области о налогах и сборах, в том числе устанавливающие новые налоги и (или) сборы. Фактически мы хотим зафиксировать невозможность этого чаще, чем один раз в пять лет. Разумеется, речь идет только о тех налогах, которые находятся в наших региональных и муниципальных полномочиях. «Вмененка», допустим, – это налог муниципальный, но там есть корректирующие коэффициенты. Если муниципальный коэффициент мы можем «заморозить» на какое-то время, то федеральный коэффициент корректируется ежегодно. Важно объяснить предпринимателям, что в наших силах, а что нет.

– Чем еще поможет принятие стандарта ульяновским предпринимателям?

– Отдельный пункт касается установления ответственности чиновников за убытки, причиненные государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами представителям малого и среднего предпринимательства в результате незаконных действий (бездействий). Здесь две темы, которые мы предложили в виде проектов нормативно-правовых актов. Первое – это о предоставлении регрессных требований, если бюджету нанесен ущерб. Допустим, чиновник вынес неправильное решение. Предприниматель его оспорил и выиграл суд. Судебные издержки в таком случае ложатся на бюджет. Если чиновнику придется оплачивать их из собственного кармана, в следующий раз будет лучше думать. Вторая тема – это внесение изменений в кодекс об административных правонарушениях, позволяющих ввести санкции против чиновников в случаях, если суд примет решение о том, что они нарушили права и законные интересы предпринимателя. Представим ситуацию: налоговая служба насчитала налогов на определенную сумму, но суд постановил, что налоговая не права. Специалисту, который принял необоснованное решение, следует выписать штраф. В конечном счете, все это приведет к улучшению качества принятия решений, принимаемых органами власти различного уровня.

– А будет ли компенсироваться предпринимателю упущенная выгода, если инвестпроект не реализуется по независящим от него причинам?

– Да, мы предусмотрели и такой пункт – утверждение высшим должностным лицом региона (муниципального образования) порядка компенсации субъекту малого и среднего предпринимательства понесенных затрат или упущенной выгоды, связанных с реализаций инвестиционного проекта, в случае отмены органом власти ранее принятых решений в отношении данного проекта. Есть много примеров подобных ситуаций. Например, в случае со строительством гостиницы «Мариотт» инвестор получил все разрешения и законным путем зашел на площадку. Позже оказалось, что в одном из документов была допущена ошибка. Предприниматель в этом не виноват, значит, ему нужно возместить затраты. Система компенсаций предусмотрена Гражданским кодексом, но мы предлагаем ввести этот пункт в наш инвестиционный меморандум, чтобы у инвестора была дополнительная гарантия защиты своих прав.

– Одна из самых частых жалоб представителей бизнеса – на бесконечные проверки со стороны контролирующих органов. Что-нибудь планируется предпринять в данном направлении?

– Принятие стандарта предполагает утверждение в регламентах исполнения контрольно-надзорных функций органами государственной власти и органов местного самоуправления принципа приоритета профилактических предупредительных мер над пенитенциарными. В случае проведения контрольно-надзорных мероприятий, профилактика должна быть первостепенна. То есть нужно сначала предпринимателю дать возможность устранить нарушения, а если он этого не сделает – уже наложить штраф.

– Но это опять же может распространяться только на региональные структуры?

– Безусловно, органы федеральной власти мы можем только призвать действовать таким образом. Но давайте начнем с себя, а потом уже будем требовать с других. В случае разработки и утверждения подобного стандарта, не исключено, что он будет рассмотрен на федеральном уровне, как и другие наши инициативы.

– Когда может быть принят и начнет работать стандарт?

– В настоящее время документ вынесен на общественное обсуждение. Принят он может быть уже в начале сентября, и заработать должен в этом году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.