В августе один за другим идут три Спаса. Значение каждого из этих праздников различно, но все они имеют отношение к Спасителю, потому и названы Спасами.
Медовый Спас — 14 августа
− В этот день соединились два праздника: Происхождение, то есть вынос, Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня, а также празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, − рассказывает протоиерей Дмитрий Савельев, ключарь ульяновского Свято-Воскресенско-Германовского собора. − Праздник принадлежит к числу малых. В Константинополе (ныне – Стамбул, Турция), при греческих императорах, 1 августа (по старому стилю) выносили Животворящий Крест из дворца в церковь св. Софии, совершая водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и к нам в Россию.
В народном календаре первый Спас отмечен как «медовый». В этот день в ульях заламывали первые медовые соты. Если за этим наблюдали дети, то их обязательно нужно было угостить. Согласно народному поверью, если, проверяя ульи, бортник пожалеет дать меду хоть одному ребенку, пчелы пропадут. Полагали, что с первого Спаса пчелы перестают вырабатывать мед. В этот день в храмах совершается освящение меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу. В этот же день начинается Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.
Яблочный Спас — 19 августа.
Установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор.
− Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников: Петра и братьев Иакова и Иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули, − продолжает рассказ протоиерей.− Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился. Очнувшись ото сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илиёй о предстоящих страданиях.
Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в нем показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа. Поэтому в Русской Православной Церкви появился особый чин освящения плодов, который горячо любим православными людьми. В этот день освящаются яблоки.
Ореховый Спас — 29 августа
Отмечается в честь нерукотворного образа Иисуса Христа. О его появлении рассказывается следующее. Был в Едессе царь Авгарь. Он жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Когда он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус, то послал своего человека в Иерусалим с письмом к Нему, так как сам не мог передвигаться. Но Христос на тот момент не мог покинуть город, но исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.
− Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо, − продолжает наш собеседник. − Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии – нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук.
Повелителю доставили полотно, и он простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя исцеленным.
В народной же традиции третий Спас совпадал со временем окончания жатвы. Во многих местах проводили дожинки и пекли пироги из хлеба нового урожая. Отсюда и одно из народных названий праздника – «хлебный». Еще этот Спас называли «ореховым». Считалось, что к этому дню окончательно созревали орехи. С ними для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда.