Размещение и эксплуатация транспортных средств на прилегающей к дому территории и во дворах: есть ли решение на муниципальном уровне?
Стихийные парковки во дворах – бич нашего времени. Машины можно встретить везде: на тротуарах, клумбах и газонах, спортивных и детских площадках. Они не только ухудшают экологию, но и занимают места, предназначенные для отдыха, хозяйственных нужд жителей. Заставленные автомобилями дворы давно стали «головной болью» не только жителей, но и органов власти. Практика показывает, что частично эту проблему можно решить посредством совершенствования правил благоустройства территории, а также силами самих граждан.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Казалось бы, установить запрет на размещение автомобилей вне гаража или специально отведенных для парковки и стоянки транспортных средств мест, и проблема загромождения дворов транспортом решена. На самом деле все не так просто, данная норма в настоящее время весьма затруднительна для исполнения. По сути, она обязывает владельца автотранспортного средства ставить его гараж или на специально отведенные места для парковки. При этом законодательного определения понятия «парковка» действующим законодательством не установлено, нельзя также утверждать, что таким местом является платная стоянка. Владелец автомобиля может потребовать исполнения этой нормы, а именно места для установки гаража в шаговой доступности от своего дома или специально отведенного места для парковки. Обязывать же гражданина приобретать гараж или ставить автомобиль на платную стоянку – означает нарушить его право как потребителя и навязывать ему платные услуги, что недопустимо. Таким образом, данный вопрос действующим законодательством урегулирован только частично.
Вопросы правоотношений в сфере транспорта, в т. ч. размещения транспортных средств и эксплуатации на дворовых территориях, в настоящий момент регулируются:
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);
Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ);
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ);
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения).
На стадии строительства многоквартирных домов должны быть соблюдены технические нормы и правила, касающиеся обустройства прилегающей к дому территории. Так, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от открытых автостоянок разной вместимости до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять:
до 10 машин – не менее 10 м;
11–50 машин – не менее 15 м;
51–100 машин – не менее 25 м.
Таким образом, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко обозначен разрыв от открытых сооружений и паркингов до фасадов жилых домов и торцов (как с окнами, так и без), и это расстояние должно составлять не менее 10 м.
Указанные расстояния допускается сокращать для гаражей на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).
К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ относятся:
утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в т. ч. требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Следовательно, на местном уровне вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на придомовой территории и во дворах могут быть урегулированы в объеме, не нашедшем регламентации на федеральном уровне, и при отсутствии противоречий в законодательстве посредством внесения изменений в принятые Правила благоустройства территории и совершенствования муниципального законодательства.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ: ОПЫТ ТЮМЕНИ
В марте 2014 г. в Правила благоустройства территории г. Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81 (далее – Правила), были внесены изменения в части урегулирования вопроса эксплуатации и содержания транспортных средств. Данная мера была продиктована необходимостью приведения муниципальных норм в соответствие с нормами федерального законодательства.
Поправки в Правила нацелены на исключение норм, связанных с остановкой, стоянкой и проездом транспортных средств, а также устанавливающих запрет на повреждение и загрязнение дорожных покрытий, поскольку данные требования урегулированы федеральным законодательством. Ряд норм, направленных на создание и сохранение благоприятных условий проживания населения города, уточняется в Правилах с целью сохранения объектов благоустройства на территории города.
В частности, в Правила внесены следующие изменения:
исключена ст. 7 «Транспорт», а также один пункт из ст. 5, где речь идет о хранении транспортных средств в непредусмотренных для этих целей местах, поскольку регламентация данных отношений лежит в сфере полномочий федерального законодателя;
изменены и конкретизированы некоторые положения ст. 13, касающиеся ограничений и запретов в отношении владельцев автотранспорта. В частности, запрещены размещение, мойка и заправка горючим транспортных средств на территории детских игровых, хозяйственных и спортивных площадок, в парках, скверах и на газонах, а также перевозка твердых сыпучих грузов в незакрытом виде и бетона в негерметичных и открытых емкостях.
Кроме того, Правила устанавливают понятия детских площадок и газонов, за стоянку на которых владельцы автотранспорта могут быть оштрафованы.
Изменения, внесенные в Правила, позволили улучшить экологическую ситуацию в городе и освободить дворовые территории от транспортных средств.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА ВО ДВОРАХ СОБСТВЕННИКАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Урегулировать вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на прилегающей к дому территории могут и сами жители. В соответствии с нормами действующего жилищного законодательства собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в т. ч. на общем собрании собственников принимать решение по вопросам стоянки и парковки транспортных средств на придомовой территории. Таким образом, действующее законодательство не запрещает собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принять правила, наиболее удовлетворяющие их требования.
Реальную помощь в части размещения и эксплуатации транспортных средств на территории двора могут оказать ТОС и иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. Согласно ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ, законам субъектов РФ.
Пример
С 2007 г. в целях эффективного контроля и координации работ подрядных организаций и хозяйствующих субъектов в границах имущественных комплексов административных округов г. Тюмени введен институт квартальных. Квартальный имущественного комплекса – это должностное лицо, на которое возложены функции по организации работ по благоустройству и текущему содержанию конкретного имущественного комплекса. Квартальные ведут ежедневную работу по контролю за санитарным состоянием закрепленных за ними комплексов, выявлению брошенного автотранспорта, отслеживают состояние всех видов и форм внешнего благоустройства, освещения, содержание фасадов зданий, малых архитектурных форм, заборов, вазонов, урн, адресного хозяйства и др. По результатам проверок они составляют акты, к которым прилагаются фотоматериалы. В случае выявления нарушений составляются протоколы.
Квартальные имеют возможность контролировать размещение транспортных средств вне предусмотренных для этих целей местах, выносить по этим вопросам предписания, составлять протоколы. Так, в 2013 г. за размещение транспортного средства вне предусмотренных для этих целей мест ими было выписано 2218 протоколов, сумма наложенных штрафов составила 1 494 400, 00 руб.
Сами жители также должны сигнализировать о нарушениях по части оставленного в непредусмотренных местах транспорта, которые происходят на их территории. В этом отношении положителен опыт Тюмени по выявлению жителями, так называемых брошенных автомобилей.
Журнал “Практика муниципального управления”, № 07, 2014
Автор: Н.В. Габрусь, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»
Работяга
В центре Ульяновска фактически больше нет охраняемых парковок. Каждый кусок земли отдают либо под новый дом, либо под ТЦ. Через пять лет в Ульяновске не будет парковок под открытым небом.
Сергей Н.
Таких идиотов как у дома 27 по Самарской не найти нигде это уж точно…Положили доски на газоны,забетонировали въезд с бардюра и спокойно ставят машины…Сколько не писали,никакой реакции.Везде безвластие!
Rosyama
Если бы у вас была машина … Вы бы по другому говорили
В больших говродах правительство бетонируемт парковки – одна квартира – одно машиноместо!!!
Репино
На ул.Репина цивилизованных парковок начиная с проспекта Нариманова 6 штук, но те, кто привык ставить около подъезда, так и ставят и наплевать им на то, что ни скорая не может проехать, ни пожарники, ни мусорная машина. У них ответ один-на парковку нет денег.А всего-то власти городской и депутатам принять закон , запрещающий оставлять машины около домов более чем на 3 часа, это пусть каждый водитель думает куда ему ехать и ставить, а не остальные жильцы дома.Возьмите пример с Москвы,там думают о большинстве населения, а не очастнике.
Игарь
на репина одни нищеброды живут
Аноним
мозги тебе забетонировать надо
Аноним
по Самарской д.27 корпус №2
Аноним
А в д. 9 по ул. Отрадной многие ставят свои машины прямо на тротуарных дорожках, а жители должны ходить по дороге!
Гражданин
Государство должно решать проблему не путём запретов, а путём асфальтирования площадок для машин!!!
Не кнутом, а пряником надо решать!!!
Аноним
“Дурак ты, батенька”,- так говорил В.И.Ленин,когда слышал бред сивой кабылы.
hjscy
как нибудь займитесь на досуге арифметикой. Посчитайте, сколько места под парковки нужно заасфальтировать в городе из условия ежедневного автопользвоания как обычного явления для каждой семьи. Три места на машину: у дома, возле работы и заехать куда нибудь после работы. Закатать в асфальт предется буквально все…
Александр
В Японии, например, никто не имеет права купить машину, если он не представит документ на гараж, а ставить около дома там и в голову не придёт. Почему у нас кто-то покупает машину, года через 2 вторую и все ставит у подъезда и совести нет никакой,самое главное ему удобно, а на остальных наплевать. Беда в том, что наши чиновники приходят в органы власти не пользу для большинства населения приносить, а просто зарабатывать для себя деньги, никто не хочет брать на себя никакой ответственности вот поэтому и бардак.
Работяга
Читай блоггеров почаще. Тема уже обсосана
иванов
В японии плотность населения 334 человека на км в квадрате . Россия 8 чел . Слава богу мы не в японии. Сравнивать дальше? Им лучше вообще пешком ходить.
hjscy
всем лучше ходить пешком и пользоваться общественным транспортом. В городах плотность населения соизмерима
Киндяковка
Во дворе по ул.Хрустальная после 18.00 до 25 машин ставят на дорожку ведущую к подъезду, на газоны около подъезда, обращались в полицию- ответ из полиции : ПРОЕХАЛИ В 13.00 машин не было. Придурки, машины ставят после работы. Вечером выходят с пластиковыми 5л бутылками моют машины во дворе, к подъезду если дождь прошел , лезем по грязи- ЧТО ЗА ТВАРИ ВЫ,СОСЕДИ!
Ща новая тема
У меня Робинсон некуда ставить. Опасаюсь, соседи сожгут. А всего – то площадочка нужна маненькая. Что вы за люди такие? Мне что, на крыше дома площадку размещать? Тоже ныть начнете, шумно, мол.
rds
На Заречной 27, каждый день чувак на Лифане или Черри на газон метров за 30 заезжает и едет к удобному для него месту, там же на газоне и оставляет, ладно места бы не было, но рядом парковка всегда пустая. У него китайский вездеход-иномарочка, на таком по любому газону проехать не сложно!
Сцыте чувака?
Ну, насыпьте гвоздей и шурупов.
хватит народу по ушам ездить:
…..Урегулировать вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на прилегающей к дому территории могут и сами жители. В соответствии с нормами действующего жилищного законодательства собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в т. ч. на общем собрании собственников принимать решение по вопросам стоянки и парковки транспортных средств на придомовой территории. Таким образом, действующее законодательство не запрещает собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принять правила, наиболее удовлетворяющие их требования……..
–чего вы за куйню пишите, перед многоквартирными домами земля муниципальная собственность, т.е. собственники не могут распоряжаться этой землей (между прочем, даже муниципалитет, должен её и убирать, а деньги с жителей собирают)…..назовите хоть один многоквартирный дом у которого придомовая территория в собственности,если бы земля была в собственности все собственники платили бы бабло за эту землю!!!!!Да и наш муниципалитет, не когда этот лакомый кусок не отдаст, т.к. поставит лучше какой нибудь задрипанный ларек и будет деньги стричь с него.
Аноним
+100500
Игарь
какой сейчас в улье штраф за парковку на газоне?
Аноним
лопатой по лобовому стеклу и даже бесплатно.
Ацкий соттона
Ждём вас с нетерпением!
Vilka
любят в ульске изобретать велосипед.
решение простое:
1) реальные штрафы за парковку на грунтовых поверхностях – т.е. заставить полицию работать, а не просижывать штаны в офисах.
2) во дворах поставить автоматические шлагбаумы, чтобы парковаться могли только резиденты (как в москве)
3) эвакуация бесхозного транспорта как представляющего угрозу терракта.
вообще, пора уходить от 90-х годов.
такой цирк творится с этими дворовыми парковками,многие люди не понимают, для чего вообще нужен двор.
двор – это не для место для хранения машин, а для общения людей.
Vilka
забыл добавить.
какой-то клоун из власти убрал из КОАП ульяновской области штраф за парковку на газоне.
такого нет нигде, я даже не знаю как это ему пришло в голову и кто за это голосовал.
maya
Вдоль домов по Автозаводской 2 и 4 по СУГУБО пешеходной зоне устроили мало парковку, так и проезд автомобилей круглосуточный!!!!!! Все заставлено!