Школа мастеров-техников имени Карла Либкнехта
В 1917 году в стране произошла революция, наступил советский период. Многие училища стали закрываться или реорганизовываться. Долгие годы под угрозой развала и закрытия было и Симбирское ремесленное графа В.В. Орлова-Давыдова училище под Августейшим покровительством Государя Императора. К счастью, нашлись люди, которые его отстояли.
На здании менялись вывеска за вывеской. С 1 июля 1918 года ремесленное училище Орлова-Давыдова стало называться «Среднее политехническое училище». 1 июля 1919 года оно преобразовано в Профессиональное училище по подготовке мастеров-техников по механической специальности с 5-летним курсом обучения.
С 1922 года училище называется «Симбирская профессиональная школа мастеров-техников имени Карла Либкнехта». В ней велась подготовка мастеров-техников и монтеров-инструкторов по сельскохозяйственному машиностроению. В 1922-1923 учебном году в профшколе преподавали русский язык и историю литературы, историю России, географию, политграмоту, естествоведение, немецкий язык, арифметику, алгебру, геометрию, техническую физику, химию; технологию материалов, инструментов, машин, орудий; механику (и сопромат), общее машиноведение, организацию и ведение фабрично-заводских счетов, черчение, рисование, уход за двигателями – всего 22 предмета. Имелось два отделения: механическое по холодной обработке металлов и по ремонту сельскохозяйственных машин. Обучалось 242 человека.
В Ульяновской губернии в сельском хозяйстве с каждым годом рос тракторный парк. Нужны были специалисты по обслуживанию и ремонту этой новой техники. Так в 1926 году в профшколе создается одногодичное тракторное отделение для подготовки монтеров-механиков по тракторному делу, а в 1929 году профшкола мастеров-техников была преобразована в Тракторную школу им. К. Либкнехта.
Через год в 1930 году тракторная школа реорганизуется в Ульяновский тракторный техникум им. К. Либкнехта. К сожалению, тракторный техникум в Ульяновске существовал всего два года, и 1932 году он был закрыт.
Авиационный техникум
В 1931 году Средне-Волжский краевой Совет Осоавиахима (Добровольное общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР) принял решение перевести в Ульяновск краевую школу летчиков. Весной 1932 года в Ульяновске в здании ликвидированного тракторного техникума им. К. Либкнехта открывается 1-й Всесоюзный авиационный техникум. Занятия начались уже 15 апреля 1932 года и велись по программе для младших авиатехников Военно-воздушных сил СССР.
5 ноября 1933 года приказом ЦС Осоавиахима СССР авиатехникум и Ульяновская летная школа были преобразованы в Объединенную школу пилотов и авиатехников Осоавиахима.
Авиация задержалась в стенах бывшего училища более чем на десять лет. С 1936 года учащимся, окончившим курс инструкторов-летчиков, присваивалось звание лейтенанта запаса; окончившим курс авиатехников – звание воентехника 2-го ранга запаса. В 1940 году школа начала готовить летчиков-истребителей для Военно-воздушных сил Красной армии. За время своего существования из стен школы вышли тысячи летчиков-истребителей, летчиков-штурмовиков, летчиков-инструкторов для аэроклубов, летчиков-парашютистов, авиатехников и авиамехаников. 25 воспитанников Ульяновской летной школы удостоены высокого звания «Герой Советского Союза». Наравне с юношами обучение проходили и девушки.
История авиационного техникума в стенах бывшего училища закончилась в конце войны. Но через 10 лет она возобновилась с еще большей силой. Так, в 1950 году создается «Школа высшей летной подготовки (ШВЛП), за период с 1980 по 1985 гг. было подготовлено более 15 тысяч авиационных специалистов, в том числе и из 40 стран мира. В 1992 году на базе ШВЛП создан институт «Ульяновское высшие авиационное училище гражданской авиации» (УВАУ ГА).
Автомеханический техникум
Осенью 1941 года в Ульяновск была эвакуирована часть Московского автомобильного завода имени Сталина. Созданный автозавод остро нуждался в специалистах различного профиля, поэтому встал вопрос о необходимости открытия в городе автомеханического техникума. К этому времени авиационную школу планировалось расформировать, и здание освобождалось. Так в феврале 1944 года на базе бывшего ремесленного училища Орлова-Давыдова был открыт автомеханический техникум (УАМТ).
Уже через месяц после создания, в марте 1944 года, к занятиям приступили первые 90 студентов. Обучение шло по трем специальностям: ковочно-штамповочное производство, литейное производство и холодная обработка металлов. Через два года состоялся первый выпуск молодых специалистов -двадцать техников-технологов получили дипломы и были направлены в цеха завода.
За годы работы техникум подготовил более 24 тысяч специалистов. Спрос на выпускников всегда был высок. И сейчас они трудятся во всех уголках страны и за рубежом. Трудно найти промышленное предприятие в городе, области, регионе, где не трудились бы наши выпускники. Техникум стал кузницей кадров для автомобильной промышленности региона. В 2005 году качество образования в автомеханическом техникуме оценили независимые эксперты: техникум был занесен в реестр лучших учебных заведений среднего профессионального образования.
Славится техникум и своими выпускниками. В разные годы его окончили заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Пинков, генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев, глава администрации города Ульяновска Сергей Панчин, мэр города Димитровграда Николай Горшенин, мастер спорта, многократный чемпион по автомотогонкам Александр Ершов.
В 2010 году техникум стал подразделением Ульяновского государственного университета. Современная учебная база включает в себя 16 лабораторий, учебно-производственные мастерские, библиотеку, локальную сеть, объединяющую 100 компьютеров, радиоузел студенческого радио.
Вот такая богатая событиями история стоит за развитием автомеханического техникума. Остается только надеяться, что это учебное заведение и дальше будет выпускать замечательных специалистов.
Николай Костин