В регионе определены три пилотные площадки для строительства многофункциональных комплексов придорожного сервиса.

Всего на территории региона выбрано 12 мест для размещения таких комплексов. Первые три из них предполагается открыть в 2016 году: один – в Ульяновском районе на территории Ишеевского кольца, другой – на выезде из Ульяновска в непосредственной близости от промышленной зоны «Заволжье», третий – на трассе М5 рядом с рабочим поселком Новоспасское.

Напомним, в ноябре 2013 года в регионе проведено углубленное маркетинговое исследование земельных участков, предполагаемых под размещение многофункциональных придорожных комплексов. По результатам экспертной сессии определены площадки, наиболее подходящие для создания объектов трех типов: класса «А» – с рестораном, торговым комплексом, парковками; класса «В» – АЗС (существующая или новая), стоянка, СТО или автомойка, мини-мотель, кафе; класса «С» – закусочная и парковка, визит-центр.

– Сегодня мы подводим промежуточные итоги разработки генеральной схемы размещения объектов придорожного сервиса в Ульяновской области. Сегодня по трем первым площадкам готовы и эскизные, и предпроектные решения, а также рассчитаны показатели социальной, бюджетной и коммерческой эффективности, – объясняет президент Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Денис Арсентьев.

Нужно отметить, что на всех пилотных площадках предполагается разместить объекты класса «А» с максимальным набором услуг. Это значит, что на территории комплексов будут расположены гостиницы, магазины, визитно-информационные центры, рестораны и кафе. Так как речь идет о создании автотуристического кластера, на указанных площадках также будут находиться СТО, заправочные станции, автостоянки для грузового и легкового транспорта и даже специализированные стоянки для «домов на колесах».

– Фактически многофункциональный комплекс – это небольшой бизнес-парк, в котором могут размещаться свыше десятка различных объектов, – считает председатель правления Госкорпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. – Инвестором на таких площадках, как правило, выступает компания-застройщик, которая затем передает эти объекты местному бизнесу в аренду, то есть это абсолютно девелоперский проект. Предпринимателю предлагают готовое кейсовое решение, своего рода франшизу – он заходит в уже спроектированное помещение, закупает оборудование и начинает работать.

Одним из самых привлекательных для ульяновского бизнеса направлений является организация общественного питания. Ряд компаний, например, сеть пиццерий «Братик-Томатик», уже выразили свою заинтересованность проектом. Зарубежный опыт показывает, что наиболее успешным является размещение в подобных комплексах ресторанов самообслуживания. Над разработкой единой концепции подобных заведений сейчас работает международная группа экспертов.

– Мы изучаем, в чем здесь на сегодняшний день есть потребность, потому что это не так просто – взять типовой проект из Европы и поставить его здесь. Нужно сначала посмотреть, что уже есть как базис и успешно работает, а потом адаптировать типовой проект для России, – говорит генеральный директор немецкой компании «Эндерс» Лемме Торбен.

По его мнению, ульяновский проект автотуристического кластера может заинтересовать в том числе и европейских инвесторов, которые работают в этой сфере, однако будет эффективнее, если его реализацией займутся местные инвесторы. По предварительным оценкам, проект по развитию сети многофункциональных комплексов позволит привлечь в регион около трех миллиардов рублей инвестиций.

– Создание объектов придорожного сервиса – это серьезная «точка роста» для муниципальных образований. В каждом из 12 комплексов, которые мы планируем создать, будет сформировано от 30 до 300 новых рабочих мест, – отмечает глава региона Сергей Морозов.

Правительство области обещает оказать инвесторам максимальную поддержку, начиная от присвоения проектам статуса «приоритетный» для Ульяновской области и заканчивая строительством примыканий. Без этих мер проекты обречены, уверены специалисты.

– В России низкий уровень развития автотуристической инфраструктуры обусловлен высокими затратами на проектирование и строительство переходно-скоростных полос, а также инженерное обеспечение объектов, расположенных возле дорог. Другая причина – отсутствие доступных инвестору долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в строительство комплексов, – комментирует Денис Арсентьев. – Напомню, мы составили расчеты коммерческой эффективности по трем пилотным проектам. Внутренняя норма рентабельности комплекса в районе Ишеевского кольца – 14%, с господдержкой – 22%. Что важно: банки неохотно кредитуют проекты, у которых внутренняя норма рентабельности менее 15%. Эта цифра как раз показывает потребности данного проекта в государственной поддержке.

При этом если проекты возле Ишеевского кольца и в районе поселка Мирный при соответствующей господдержке становятся весьма привлекательными для потенциальных инвесторов, то в Новоспасском ввиду слабого транспортного потока даже при «опеке» региональных властей строительство комплекса пока под вопросом. По словам Арсентьева, в данном случае есть большая заинтересованность местной администрации в реализации проекта, так как он позволит удовлетворить социально-экономические потребности района, однако экспертам нужно продумать, как еще сократить затраты и увеличить доходную часть данного проекта.

По поручению губернатора в течение 2014 года специалисты должны завершить предпроектную подготовку, начать переговоры с потенциальными резидентами и инвесторами, чтобы в 2015 году уже выйти на площадки. Глава региона подчеркнул, что первые многофункциональные комплексы придорожного сервиса должны появиться к 2016 году.
Василиса Краснова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.