Не за горами начало нового учебного года. Сегодня встретился с педагогами – участниками движения «За советскую школу!», говорили о новых задачах в сфере образования, которые ставит перед нами время. Это, с одной стороны, использование информационных технологий в учебном процессе, с другой – возрождение лучших практик советского времени в современном варианте.
Прошел всего один год, как в Ульяновской области появилась эта замечательная учительская инициатива, но история уже доказала её своевременность и актуальность. Я надеюсь, что участники движения и в дальнейшем будут активно участвовать в нашей совместной работе.
Посмотрите, как кардинально за это короткое время изменился мир вокруг России! Мы вновь вынуждены отстаивать своё место под солнцем, защищать свои традиции, культуру и право на самостоятельную государственность.
В соседней братской стране идет гражданская война, тысячи беженцев из Украины едут в Россию в поисках мира и покоя. Мы, в том числе и силами системы образования, принимаем у себя этот растущий поток.
Но что стало причинами происходящей трагедии?! Во многом они лежат в духовном расколе, возникшем между прошлым и будущим нашей цивилизации. Тысячи молодых украинцев считают нашу страну «империей зла», источником всех бед, которые обрушились на них. Разве можно было представить это ещё несколько лет назад? Корни проблемы, на мой взгляд, уходят в воспитание, в школьное образование, которые получила украинская молодёжь за годы, прошедшие после распада СССР.
Несколько месяцев назад стали печально известны стихи одной украинской девочки, школьницы, о том, что «мы с вами, русские, не братья больше ни по крови, ни по матери». Эти строки и есть чудовищный результат воспитания и пропаганды, которым подверглись и подвергаются школьники Украины.
Но лучше ли обстоят дела у нас? Исследователи констатируют, что в России выросло первое «поколение без устойчивой исторической памяти». Не грозит ли это расколом уже в нашем обществе? Расколом, который нельзя ни в коем случае допускать в период, когда необходима консолидация. Консолидация общества и государства.
Вот почему мы должны заниматься воспитательной работой в школе. Это стратегическая задача по обеспечению прочности духовного каркаса нашей цивилизации, нашего народа и страны. Суверенитет и величие государства покоятся на воспитании его граждан, на твердынях в сознании его защитников и созидателей.
Министр образования и науки Дмитрий Викторович Ливанов на встрече с молодёжью в Севастополе признал, что российская школа во многом держится именно на незыблемых основах ещё советской системы. Действительно, нам не нужно восстанавливать всё с нуля, так как благодаря многим энтузиастам очень многое из XX века сохранилось в лучшем виде.
За прошедший год сделано немало. Напомню лишь некоторые моменты.
Ульяновская область, в числе первых, обратилась в Государственную Думу и в Министерство образования и науки с инициативой возвращения золотых и серебряных медалей. Мы первые подняли проблему серьезных препятствий к трудовому воспитанию, Ульяновская область стала одним из инициаторов возрождения Поста №1.
Мы стали первым регионом в России, где возродился спортивно-оздоровительный комплекс ГТЗО (Готов к труду и защите Отечества).
И большинство из того, что предлагается и поддерживается нами, имеет советские истоки.
Поэтому я уже обращался к Министерству образования внимательнейшим образом изучить опыт советского времени. Есть неплохая архивная подборка из материалов по воспитательной работе. Нам надо больше использовать их в практическом применении.
В частности, у комсомольской организации Ульяновской области была замечательная традиция – соревнование за право по итогам ударной работы быть сфотографированным в Ленинском Мемориале у памятного Красного знамени ЦК КПСС. Считаю, что эту традицию нужно возродить с нашим областным флагом.
Интересными, на мой взгляд, являются также и архивные документы о поощрении учителей знаком ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи». Мы могли бы возродить подобные меры поощрения в современном варианте.
Кроме того актуальным для нас будет архивный материал, связанный с участием молодежи и школьников во Всесоюзной поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечественной войны» и проведением операции «Летопись боевой Славы». Ведь впереди нас ждёт 70-летие Великой Победы.
В этом году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны, героической и очень трагичной для нашего государства. Есть рекомендации обратить внимание на эту дату на школьных уроках. Естественно, что столь сложный вопрос нужно правильно преподносить молодёжи.
Другой не менее сложной темой, о которой нам также придётся вспомнить, является трагедия в Беслане, произошедшая 10 лет назад. Память о школьниках и учителях, погибших от рук террористов не должна истираться, печальная круглая дата – это повод напомнить самим себе о хрупкости мира и стабильности.
И, наконец, самая главная тема для патриотических бесед, как я уже сказал, – это 70-летие Победы. В целом я предлагаю составить календарь дат и тем, вокруг которых будет строиться патриотическо-воспитательная работа. Он нужен, чтобы бить, как говорится, «в одну точку».
Кого можно взять в союзники?
Во-первых, необходимо подумать о привлечении к тесному партнёрству общественных, студенческих, военно-патриотических и поисковых организаций.
Во-вторых, надо задействовать музеи в образовательных и воспитательных целях, для профориентации.
В-третьих, союзником образовательных учреждений может стать Министерство искусства и культурной политики. В Российской Федерации в прошлом году разработан список 100 лучших фильмов, которые выложены в Сеть. Можно разработать для школ методические рекомендации, на каком этапе освоения образовательных программ можно использовать эти фильмы. Надо сделать так, чтобы каждый школьник смог посмотреть эти фильмы в течение обучения. Дома, коллективно, в большом зале.
Четвёртое. Для укрепления физической формы и силы воли нам необходимо сотрудничать по линии физкультуры и спорта с Министерством спорта, со спортивными федерациями, учреждениями и организациями. И для этого есть отличный повод – поэтапное выведение комплекса ГТО, который приходит по всей стране на смену региональным инициативам, таким как наш ГТЗО. Так что патриотическое воспитание значительно шире, чем можно представить вначале.
Пятая группа союзников движения – это национальные и духовные организации. В этой связи считаю своевременной поддержать инициативу Правительства РФ по созданию правовых основ противодействия возрождению нацистской идеологии и героизации нацистских преступников.
К Владимиру Владимировичу Путину обратился президент Общероссийской общественной организации «Союз армян России» Ара Аршавирович Абрамян с предложением создать на основе государственно-частного партнёрства многофункциональный общероссийский молодёжный центр «Дворец дружбы». Речь идёт о реализации уникальной модели патриотического и культурного воспитания российских подростков и молодёжи при участии государства, общества и бизнеса. В проект планируется включать пять основных направлений: образование, культура, спорт, предпринимательство и досуг. Ара Аршавович высказал готовность профинансировать строительство одного такого центра в одном из регионов РФ, собрать позитивный опыт деятельности и распространять его по всей территории России. Такого рода проекты – это хороший путь воспитания интернационализма, как это было в СССР. Укрепление межнационального мира является достойным ответом распространению фашистских взглядов и практики.
Шестой блок союзников учительского движения – просветительские организации. Это, в частности, общество «Знание», которое вновь активно начинает свою работу в нашем регионе. Также хорошую помощь учительскому движению окажет НИИ истории и культуры Ульяновской области.
Следующий 2015 год, так или иначе, будет связан с историей. Я предложил назвать его Годом национальной памяти и славы. В связи с этим выскажу несколько предложений.
Первое. Предлагаю поддержать инициативу о том, что история нашего Отечества должна быть обязательным предметом при сдаче единого государственного экзамена. Это необходимо, чтобы историческая память была общей и массовой. Чтобы мы понимали свои единство и тесную взаимосвязь.
Второе. Полагаю, что и в курсе обществознания уже назрели изменения. В прошлом году мы отметили 20-летие. Конституции своей страны. Мой опыт общения с молодёжной аудиторией показывает, что изучать основной закон, а также государственную символику России нужно более серьёзно. Молодые люди недостаточно знают эти основы. Кроме того, мне представляется, что в учебник по обществознанию нужно включить раздел рассказывающий о российских традициях и ценностях.
И третье, я считаю необходимым для преподавания истории и обществознания, а также для целей политинформирования школьников, разработать сборник документов по современной истории России. Туда могли бы войти основные программные тексты, правовые положения и выступления первых лиц нашего государства, в том числе Президента страны, которые бы раскрывали цели и задачи нашего государства, объясняли суть проводимой политики и формировали общественный консенсус относительно выбранного нашей страной пути.
Наша общая задача – сохранить и приумножить с новой силой вспыхнувшие после Олимпиады и присоединения Крыма патриотические настроения в российском обществе и в частности в молодёжной среде. Мы обязаны сделать всё возможное, чтобы наши дети и внуки искренне гордились своей страной.
Ура-патриот
Ухудшится экономическая ситуация — и все эти крымнашрейтинги рухнут ниже экватора.
Ежов
Да вот и не факт. Вопрос насколько власть потянет мобилизационную повестку. Сплотиться- это у нас в крови
Vilka
нефть пойдёт на 90 баксов в очень высокой вероятностью
Николай
Сохранить и приумножить с новой силой вспыхнувшие после Олимпиады и присоединения Крыма патриотические настроения в российском обществе. Это, наверное, у тех кто зарплату от 100тыр. получает вспыхнули такие настроения.
Ежов
У тех, у кого патриотизм от зарплаты зависит, он и при миллионе не вспыхнет. Как показывает пример большинства наших коммерсов-скорее наоборот
нетролль
Патриотизм – последнее прибежище негодяя. Не знаю, кто сказал, искать некогда. Провалитесь вы все пропадом, ценители современной экономической системы, убийцы образования и культуры.
Вешкаймский ворТолик Волчков
нет такого выражения-придумали либерасты в 90 годы
Для информации
«Патриотизм — последнее прибежище негодяя» (англ. Patriotism is the last refuge of a scoundrel) — афоризм, произнесённый доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе (англ. The Club) 7 апреля 1775 года и опубликованный Джеймсом Босуэллом в жизнеописании Джонсона (англ. Life of Samuel Johnson) в 1791 году.
Forecast
Задолбали уже невежи с этой фразой, вырванной из контекста.
“В интернете либераствующие любят щегольнуть фразой «патриотизм последнее прибежище негодяя». Они либо неграмотны, либо являются теми самыми негодяями. Впрочем, одно другому не мешает.
Автор выражения «Patriotism is the last refuge of a scoundrel» («Патриотизм последнее спасение /которое может оправдать/ негодяя») — английский историк литературы Сэмюэль Джонсон (1709—1784), этой фразой хотел подчеркнуть благородство патриотизма. В статье «Патриот» (1774), которая имела подзаголовок «Обращение к избирателям Великобритании», Джонсон призывал своих читателей выбрать в английский парламент достойных людей, истинных защитников интересов своей страны, ибо «…ни один человек не может заслужить место в парламенте, если он не является патриотом. Никто другой не защитит наших прав, никто другой не заслужит нашего доверия»*. А патриот — это тот, «чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными побуждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами»**.
Таким образом, если не выдирать слова из общего контекста, смысл авторской фразы заключался в том, что «патриотизм может оправдать даже негодяя», для которого не все пропало, если в нем еще живо чувство патриотизма, подчиняясь которому он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни. Патриотизм — последний шанс морально возродиться, оправдать свою жизнь.
Преданный анафеме граф Толстой, переводя иностранный текст, «каким-то странным образом» сумел/захотел перевести его неправильно: из-под пера классика пацифизма вышло, что «последнее прибежище негодяя — патриотизм».
И именно эту фразу с удовольствием подхватила и с энтузиазмом разнесла на хвосте местечковая «интеллигеция».
Для информации
“..Задолбали уже невежи с этой фразой, вырванной из контекста.”
Кстати вы не привели текст, откуда взята фраза, а приводите цитату из другой статьи годом раньше в качестве разъяснения. А это большая разница. На примере Путина вы можете увидеть, что в большой политике: сегодня Крым не наш и гнобить и отмеживаться от Лужкова за его высказывания о Крыме и Севастополе, а завтра Крым наш. Такова политика, обычная человеческая мораль и этика никогда не были в чести. Выживает сильнейший.
Некто
Патриотично ль ссылаться на англичан, которые, гады, ещё в 1774 году избирали кого-то в парламент? Парламент – это вражеское изобретение, навязанное России. У нас в 1774 году народных заступников четвертовали. На том стояла, стоит и будет стоять Русская земля!
Аноним
Два класса церковноприходской школы и хватит…
Писано красиво, но вопрос, а почему детки, внучки всех этих властных патриотов УЧАТСЯ, ЛЕЧАТСЯ И ЖИВУТ ТАМ, в этой ненавистной гей-европе и этих противных штатах с канадой?
Ежов
+1
+100500!
Как говорят, чья бы корова мычала, а этих “елит” лучше бы молчала.
Аноним
bbc.co.uk/russian/international/2014/07/140723_putin_daughter_holland_call_deportation
Патриотичненько!!!
Жан Миндубаев
аФОРИЗМ дЖОНСОНА ИМЕЕТ ВЕСЬМА РАЗЛИЧНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ.нО ЭТО СОВЕРШЕННО ДРУГАЯ ИСТОРИЯ. А если возвращаться к латыни,(которую я плоховато изучал) то смысл ( самый простой) слова “патриот”- земляк, соотечественник.То бишь человек, причастный к бедам и страданиям Отечества.Совсем не всегда барабанный бой и фанфары. Тут не лишне спомнить поэта Некрасова6 “Кто живет без печали и боли- тот не любит Отчизны своей…” Печаль и боль бывают разными у разных категорий граждан.
Для информации
Ответ был дан не по сути афоризма, а по дате его возникновения.
А суть каждый трактует как ему удобно. Например,
“Так, в статье «Патриот» (1774), которая имела подзаголовок «Обращение к избирателям Великобритании», С. Джонсон призывал своих читателей выбрать в английский парламент достойных людей, истинных защитников интересов своей страны, ибо «только Патриот достоин места в парламенте. Никто другой не защитит наших прав, никто другой не заслужит нашего доверия». А патриот, по мнению С. Джонсона, — это тот, «чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными по-
буждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами» (цит. по: Литературная газета. 2001. 18—24 апр.).”
или
“Босуэлл, опубликовавший этот “мем” имени Джонсона, сам говорил о том, что сие изречение значит, а именно: “Следует полагать, что он (Джонсон) не подразумевал реальной и щедрой любви к нашей стране, но имел в виду тот патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов”
Для информации
“…Тысячи молодых украинцев считают нашу страну «империей зла», источником всех бед, которые обрушились на них. Разве можно было представить это ещё несколько лет назад?”
Май 2005. http://maxpark.com/community/5869/content/2592217
Апрель 2008. “…Президент России Владимир Путин на закрытой встрече Совета Россия – НАТО в Бухаресте 4 апреля дал понять, что в случае вступления в альянс Украина может прекратить существование как единое государство, утверждает “Коммерсант”…..Впрочем, о Грузии российский президент говорил совершенно спокойно и как бы мимоходом, – рассказал газете источник в делегации одной из стран НАТО. – Когда же речь зашла об Украине, Путин вспылил. Обращаясь к Бушу, он сказал: “Ты же понимаешь, Джордж, что Украина – это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий – это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!” И тут он очень прозрачно намекнул, что если Украину все же примут в НАТО, это государство просто прекратит существование. То есть фактически он пригрозил, что Россия может начать отторжение Крыма и Восточной Украины”.”
http://www.newsru.com/russia/07apr2008/annex.html
Шестидесятник
в свое время,Пастернака, и Бродского, и Сахарова мочили, как антипатриотов.а теперь за Макаревича взялись.
Подскажите,
кто упивается поэзией Пастернака, Мандельштама, Бродского…? Первому Есенин очень даже оправданно сказал: “Я в памяти людей останусь как поэт, а ты – как трава”. Про “плюрализм в отдельно взятой голове” создателя водородной бомбы уже не говорю. Забывший о неминуемо самовозраждающемся чувстве патриотизма у россиян Макаревич забыл свои же строки: “И каждый пошёл своей дорогой, А поезд пошёл по своей”. Не пойдут наши люди обратно в недоброй памяти 90-е, не будет массовых выходов людей на площади, как 19-21 августа 1991-го. Хотя бы лет 40-50
Vilka
интересно, много ещё дураков ведутся на эти байки про патриотизм.
но молодёжь сложно обмануть: она видит, как и чем живут все эти балаболы и где учатся их дети.
Гложет душу сомнение
Если не обращать внимания на авторство статьи, глупо протестовать против возврата к советскому образованию. Главное, поверить, что возможен такой быстрый разворот власти от пропаганды западных инвестиций к ценностям СССР.
Цитата из статьи: “внимательнейшим образом изучить опыт советского времени”
До этого времени предлагалось изучить опыт США, Германии и далее по списку.
Варюшин Михаил
Основной проблемой данной статьи я считаю глубокое непонимание ее автором проблем имперской и национальной идентичности. Это фантомные боли империи. Никогда не было братских народов и братских республик, а была очень своеобразная советская национальная политика, которая зигзагообразно шла от коренизации и советизации к русификации, а затем опять к коренизации и советизации. Советское образование основано на имперском мышлении, которое глубоко укоренено в русском сознании, хотя империи давно нет и не может уже быть. Мы, к сожалению, живем в мире иллюзий. Власть творит иллюзию величия страны, иллюзию демократии и иллюзию суверенитета. Народ воспроизводит иллюзию всеобщего единения. И в этой статье автор пребывает в иллюзиях о том, что политинформация в школах может предотвратить логическое снятие действующего режима. К сожалению, история, как писал Маркс, это необратимый процесс. Режим в России будет снят, поскольку в условиях классовой борьбы есть только две альтернативы – победа прогрессивного класса либо всеобщее уничтожение. И российское сознание должно как можно быстрее освободиться от советского прошлого. Должна пройти тотальная десоветизация, а также всеобщее покаяние. Каждый в отдельности несет ответственность за дела своих отцов и дедов, осуществлявших репрессии или молчавших о них. Эта коллективная вина, которую нужно признать всем как нации. Школа должна нести гуманистические идеалы, а не идеалы имперского величия в отсутствие последнего, иначе из школы будут выходить неудовлетворенные настоящим национал-патриоты с искаженным представлением о реальности и мире в целом. Еще хуже – это лицемерие в школе, когда учить будут мифологемам, тогда как за пределами класса будет обнаруживать себя убогая действительность путинской России. Надеюсь, что наступит тот момент, когда в школах будут вполне осознанно и честно изучать не патриотические краткие курсы политинформации, а серьезные исторические и очень проблемные вопросы нашего прошлого без купюр и штампов. К этому, к честности, к сожалению, г-н Морозов не призывает. Его идеал – это лицемерное ханжество, это путинская Россия в ее мифологемах о счастливом рае нефтяной трубы.
knj
Какой-то злобный оголтелый либерал.
Начал с отрицания советскости, потом (естественно) стал отрицать имперскость вообще, потои призвал уже сам народ к покаянию за то и другое, потом заземлил нацию, чтобы она не смела мечтать о большем, чем она имеет. Потом сунул её носом в трудности её прошлого, пожелав, чтобы она нос оттуда не высовывала. И напоследок, чисто по-диссидентски, ругнул действующую власть. (Власть всегда плохая, но диссидент ноет, а патриот берёт на себя ответственность, за что может.)
Короче, мерзавец.
Варюшин Михаил
Какой-то невежественный провластный подхалим. Ничего конкретного не предложил, перешел на личность, свел дискуссию к оскорблениям, и как итог – сознался в своей беспомощности.