Не за горами начало нового учебного года. Сегодня встретился с педагогами – участниками движения «За советскую школу!», говорили о новых задачах в сфере образования, которые ставит перед нами время. Это, с одной стороны, использование информационных технологий в учебном процессе, с другой – возрождение лучших практик советского времени в современном варианте.
Прошел всего один год, как в Ульяновской области появилась эта замечательная учительская инициатива, но история уже доказала её своевременность и актуальность. Я надеюсь, что участники движения и в дальнейшем будут активно участвовать в нашей совместной работе.
Посмотрите, как кардинально за это короткое время изменился мир вокруг России! Мы вновь вынуждены отстаивать своё место под солнцем, защищать свои традиции, культуру и право на самостоятельную государственность.
В соседней братской стране идет гражданская война, тысячи беженцев из Украины едут в Россию в поисках мира и покоя. Мы, в том числе и силами системы образования, принимаем у себя этот растущий поток.
Но что стало причинами происходящей трагедии?! Во многом они лежат в духовном расколе, возникшем между прошлым и будущим нашей цивилизации. Тысячи молодых украинцев считают нашу страну «империей зла», источником всех бед, которые обрушились на них. Разве можно было представить это ещё несколько лет назад? Корни проблемы, на мой взгляд, уходят в воспитание, в школьное образование, которые получила украинская молодёжь за годы, прошедшие после распада СССР.
Несколько месяцев назад стали печально известны стихи одной украинской девочки, школьницы, о том, что «мы с вами, русские, не братья больше ни по крови, ни по матери». Эти строки и есть чудовищный результат воспитания и пропаганды, которым подверглись и подвергаются школьники Украины.
Но лучше ли обстоят дела у нас? Исследователи констатируют, что в России выросло первое «поколение без устойчивой исторической памяти». Не грозит ли это расколом уже в нашем обществе? Расколом, который нельзя ни в коем случае допускать в период, когда необходима консолидация. Консолидация общества и государства.
Вот почему мы должны заниматься воспитательной работой в школе. Это стратегическая задача по обеспечению прочности духовного каркаса нашей цивилизации, нашего народа и страны. Суверенитет и величие государства покоятся на воспитании его граждан, на твердынях в сознании его защитников и созидателей.
Министр образования и науки Дмитрий Викторович Ливанов на встрече с молодёжью в Севастополе признал, что российская школа во многом держится именно на незыблемых основах ещё советской системы. Действительно, нам не нужно восстанавливать всё с нуля, так как благодаря многим энтузиастам очень многое из XX века сохранилось в лучшем виде.
За прошедший год сделано немало. Напомню лишь некоторые моменты.
Ульяновская область, в числе первых, обратилась в Государственную Думу и в Министерство образования и науки с инициативой возвращения золотых и серебряных медалей. Мы первые подняли проблему серьезных препятствий к трудовому воспитанию, Ульяновская область стала одним из инициаторов возрождения Поста №1.
Мы стали первым регионом в России, где возродился спортивно-оздоровительный комплекс ГТЗО (Готов к труду и защите Отечества).
И большинство из того, что предлагается и поддерживается нами, имеет советские истоки.
Поэтому я уже обращался к Министерству образования внимательнейшим образом изучить опыт советского времени. Есть неплохая архивная подборка из материалов по воспитательной работе. Нам надо больше использовать их в практическом применении.
В частности, у комсомольской организации Ульяновской области была замечательная традиция – соревнование за право по итогам ударной работы быть сфотографированным в Ленинском Мемориале у памятного Красного знамени ЦК КПСС. Считаю, что эту традицию нужно возродить с нашим областным флагом.
Интересными, на мой взгляд, являются также и архивные документы о поощрении учителей знаком ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи». Мы могли бы возродить подобные меры поощрения в современном варианте.
Кроме того актуальным для нас будет архивный материал, связанный с участием молодежи и школьников во Всесоюзной поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечественной войны» и проведением операции «Летопись боевой Славы». Ведь впереди нас ждёт 70-летие Великой Победы.
В этом году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны, героической и очень трагичной для нашего государства. Есть рекомендации обратить внимание на эту дату на школьных уроках. Естественно, что столь сложный вопрос нужно правильно преподносить молодёжи.
Другой не менее сложной темой, о которой нам также придётся вспомнить, является трагедия в Беслане, произошедшая 10 лет назад. Память о школьниках и учителях, погибших от рук террористов не должна истираться, печальная круглая дата – это повод напомнить самим себе о хрупкости мира и стабильности.
И, наконец, самая главная тема для патриотических бесед, как я уже сказал, – это 70-летие Победы. В целом я предлагаю составить календарь дат и тем, вокруг которых будет строиться патриотическо-воспитательная работа. Он нужен, чтобы бить, как говорится, «в одну точку».
Кого можно взять в союзники?
Во-первых, необходимо подумать о привлечении к тесному партнёрству общественных, студенческих, военно-патриотических и поисковых организаций.
Во-вторых, надо задействовать музеи в образовательных и воспитательных целях, для профориентации.
В-третьих, союзником образовательных учреждений может стать Министерство искусства и культурной политики. В Российской Федерации в прошлом году разработан список 100 лучших фильмов, которые выложены в Сеть. Можно разработать для школ методические рекомендации, на каком этапе освоения образовательных программ можно использовать эти фильмы. Надо сделать так, чтобы каждый школьник смог посмотреть эти фильмы в течение обучения. Дома, коллективно, в большом зале.
Четвёртое. Для укрепления физической формы и силы воли нам необходимо сотрудничать по линии физкультуры и спорта с Министерством спорта, со спортивными федерациями, учреждениями и организациями. И для этого есть отличный повод – поэтапное выведение комплекса ГТО, который приходит по всей стране на смену региональным инициативам, таким как наш ГТЗО. Так что патриотическое воспитание значительно шире, чем можно представить вначале.
Пятая группа союзников движения – это национальные и духовные организации. В этой связи считаю своевременной поддержать инициативу Правительства РФ по созданию правовых основ противодействия возрождению нацистской идеологии и героизации нацистских преступников.
К Владимиру Владимировичу Путину обратился президент Общероссийской общественной организации «Союз армян России» Ара Аршавирович Абрамян с предложением создать на основе государственно-частного партнёрства многофункциональный общероссийский молодёжный центр «Дворец дружбы». Речь идёт о реализации уникальной модели патриотического и культурного воспитания российских подростков и молодёжи при участии государства, общества и бизнеса. В проект планируется включать пять основных направлений: образование, культура, спорт, предпринимательство и досуг. Ара Аршавович высказал готовность профинансировать строительство одного такого центра в одном из регионов РФ, собрать позитивный опыт деятельности и распространять его по всей территории России. Такого рода проекты – это хороший путь воспитания интернационализма, как это было в СССР. Укрепление межнационального мира является достойным ответом распространению фашистских взглядов и практики.
Шестой блок союзников учительского движения – просветительские организации. Это, в частности, общество «Знание», которое вновь активно начинает свою работу в нашем регионе. Также хорошую помощь учительскому движению окажет НИИ истории и культуры Ульяновской области.
Следующий 2015 год, так или иначе, будет связан с историей. Я предложил назвать его Годом национальной памяти и славы. В связи с этим выскажу несколько предложений.
Первое. Предлагаю поддержать инициативу о том, что история нашего Отечества должна быть обязательным предметом при сдаче единого государственного экзамена. Это необходимо, чтобы историческая память была общей и массовой. Чтобы мы понимали свои единство и тесную взаимосвязь.
Второе. Полагаю, что и в курсе обществознания уже назрели изменения. В прошлом году мы отметили 20-летие. Конституции своей страны. Мой опыт общения с молодёжной аудиторией показывает, что изучать основной закон, а также государственную символику России нужно более серьёзно. Молодые люди недостаточно знают эти основы. Кроме того, мне представляется, что в учебник по обществознанию нужно включить раздел рассказывающий о российских традициях и ценностях.
И третье, я считаю необходимым для преподавания истории и обществознания, а также для целей политинформирования школьников, разработать сборник документов по современной истории России. Туда могли бы войти основные программные тексты, правовые положения и выступления первых лиц нашего государства, в том числе Президента страны, которые бы раскрывали цели и задачи нашего государства, объясняли суть проводимой политики и формировали общественный консенсус относительно выбранного нашей страной пути.
Наша общая задача – сохранить и приумножить с новой силой вспыхнувшие после Олимпиады и присоединения Крыма патриотические настроения в российском обществе и в частности в молодёжной среде. Мы обязаны сделать всё возможное, чтобы наши дети и внуки искренне гордились своей страной.