На следующей неделе (27.08.2014) ветерану российской журналистики ,известному публицисту, писателю, общественному деятелю, постоянному автору «Улпрессы» Миндубаеву Жану Бареевичу исполняется 80 лет. Естественно, мы не могли слегка не «попытать» нашего коллегу насчет того, «…удалась ли жизнь?… о чем жалеете?…чем гордитесь?…что хотели бы повторить?…о чем забыть навсегда?…»- ну и прочее, в данном юбилейном случае принятое.
Вот и начнем…

– Жан Бареевич, поведайте-ка, кто вы есть, откуда родом,где явились на свет?
– Вот автобиография, сочиненная мной по поводу вручения мне в некую круглую дату какого-то почетного знака:
«Я, Миндубаев Жан Абдулбареевич, имел счастье (или несчастье) родиться.
Мой любимый писатель – нобелевский лауреат и исследователь таких непостижимых категорий как любовь, смерть и время – Иван Бунин, размышляя о зависимостях человека и времени, сказал: «Наверное, я бы не знал, сколько мне лет, если бы мне не сказали, когда я родился».
Примерно такое же мироощущение у меня.
– Но все же: когда голосок-то подали впервые?
– Говорят, я родился 27 августа 1934 года в городе Куйбышеве. Надо отметить, что в СССР было аж три города Куйбышева: два на Волге, один в Сибири. Мой был расположен в междуречье Камы и Волги и именовался город Спасск. Затем стал Куйбышевым – а ныне вернул себе исторически обоснованное имя Болгар.
Так что я – волжский болгарин, по ошибке определенный в качестве казанского татарина.
– Какова родословная?
В семье активного ЧОНовца и сельского учителя Миндубаева было девять детей. Голод, вши и босоножество сопровождали мое детство весьма упорно.
Но как сказал царь Соломон – проходит все. Ныне вши и голод куда-то на время спрятались, а тоскливость мироощущения осталось.
Несмотря на прожитые годы, мне кажется, что я только вчера ощущал босыми мальчишескими пятками знобящий холод апрельской оттаявшей земли. Так же остро и больно чувствую я гнусность некоторых своих поступков. И так же, как в десятилетнем возрасте радуюсь первым цветам мать-и-мачехи…
– Кто определял жизненный путь?
Пожалуй, вся моя жизнь сложилась бы не так как она сложилась, если бы не мой отец, сельский учитель Миндубаев Абдул-Барый Шарафутдинович не вложил в мое детское понятие необходимость учебы. Я всегда любил учиться. И в Свияжской средней школе, которую окончил с медалью; и в Казанском университете; и в прочих учебных заведениях, где мне довелось узнавать непознанное.
– Где довелось поработать?
После окончания университета в 1958 году, куда только не заносила меня судьба! Работа в таких, каждому известных газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Литературная газета» дали мне возможность не только узнать свою страну от Южно-Сахалинска до Соловецких островов – но и увидеть мир за пределами моей Родины…
– Жизнь радовала?
Конечно, бывало всякое: и награждали и наказывали. Последнее, с моей точки зрения, происходило не всегда справедливо. Но, как оказалось, всегда шло на пользу. Я признателен как первым, так и вторым – то есть и ободряющим, и порицающим.
Однако перейдём к суровой прозе. Насколько я знаю, где-то в начале восьмидесятых годов прошлого века Вас даже собирались исключать из КПСС?За что?
Абсолютно дурацкая история в духе времен диктатуры КПСС.
Я работал в «Известиях».Звонит заведующая школьным отделом Инга Преловская:»Жан, нет ли у тебя чего-нибудь остренького к началу учебного года?»
Под рукой лежит факт: в яростной борьбе за трезвую Ульяновскую обасть господин-товарищ Колбин новенькую , с иголочки сорок четвертую школу отдает под ЛТП для «исправления» наркоманов и алкашей. А старую, тридцать шестую, где по столовой бегают крысы, оставляет детишкам..
Ну тиснули.. Партийный вождь регионального разлива озверел.. Дальше все по схеме…
– Сейчас ,как говорят, на «заслуженном отдыхе»?
Не получается у меня с отдыхом. Уже после пенсионного возраста шестнадцать лет работал корреспондентом журнала «Российская Федерация сегодня», который издает Парламент России. Хорош был журнал, интересный,глубокийю. Поднимал подчас весьма острые вопросы социально-экономической жизни России. Но по мере укрепления знаменитой «вертикали власти» очередь дошла и до этого издания. Поменяли руководство, стали намекать и на «оттенки работы» сотрудников… Почти все журналисты написали заявления «по собственному желанию..»
– Я тоже..
– А сейчас где трудитесь?
– Я собственный корреспондент «Литературной газеты» по Ульяновской области и республике Татарстан.Также активно сотрудничаю с федеральными и местными медиаплощадками.
– А как дела на «семейном фронте»?
– Как у всякого нормального человека, у меня есть жена, дочь и даже внук.
– Друзья, враги,товарищи, развлечения?
С друзьями я не расстаюсь, как правило, а враги как-то сами незаметно исчезают.
Поскольку я уже в жизни налетался до тошноты- то стараюсь болтаться в родном Поволжье. Развлечения просты: рыбалка, сад, шуруповерты, молотки, пила-ножовка….
Еще очень любю посидеть с друзьями- подругами за бутылкой-другой хорошего вина.
– Вы ведь еще и литературой увлекаетесь?
Мною написано немало книг. К сожалению, сегодня Россия перестает читать, потому и перо чаще всего не опускается в чернильницу.
И в конце этой биографической исповеди я хотел добавить вот что.
Я благодарен моим родителям, которые не бросили своих детей даже в невыносимо тяжкие времена.
Я благодарен моим врагам, которые вышибли из меня боязливость и добавили твердости.
Я благодарен всем женщинам на моем пути – ибо они убедили меня в непредсказуемости и непознаваемости всех закоулков их душ и тел.
Но более всего я благодарен друзьям, которые не дали мне впасть в отчаяние при любых поворотах судьбы.
====================================
Ну и кое-что документальное.
С 1970 года проживает в Ульяновске.
Заслуженный работник средств массовой информации Ульяновской области.
Член Совета по книгоизданию при Правительстве Ульяновской области.
Член Общественного Совета при Управлении культуры города Ульяновска.
Член Общественного совета при Областной больнице скорой медицинской помощи (ГУЗ УО КЦСВМП).

С юбиляром Жаном Миндубаевым беседовал главный редактор портала «Улпресса» Дмитрий Ежов.