Меня всегда удивляли «юмористы», подкалывающие наш регион и областную столицу по поводу авиационной столицы. По их понятию, все должно было произойти сразу и на мировом уровне. То, что авиационная промышленность – это одно из самых сложнейших производств, они не задумывались. И нужны годы кропотливой работы, чтобы поставить все на ноги. И, поверьте, наша область встала на ноги, или в данном случае на шасси, на крыло, если хотите. Ожил и за­работал «Авиастар», у нас уже два международных аэропорта, втягиваются в авиапромышлен­ную кооперацию все новые и новые предприятия. Регион постепенно формируется как центр российского транспортного авиастроения. Что, кстати, и стало девизом очередного, уже III Международного авиатранспортного форума (МАТФ), который прошел в конце прошлой недели в Ульяновске в районе аэропорта «Ульяновск-Восточный».
Нужны свои самолеты
Несмотря на международные санкции, введенные рядом стран против России, на МАТФ-2014 приехали представители многих стран. Двадцать флагов, в том числе и главных наших «врагов» – США, Германии и Великобри­тании, было вынесено на сцену в момент открытия форума. Так­же были представители Египта, Мальты, Польши, Китая, Японии, Франции, Мексики и других стран. Более 45 иностранных компаний, около 500 ведущих специалистов в авиационной отрасли. Никто не проигнорировал нас.
А все потому, что понимают: в Ульяновской области реально происходит восстановление отечественного самолетостроения. И не только, как многие думают, грузового. На ульяновском заво­де производится единственный серийный пассажирский самолет среднемагистрального радиуса действия – это «Ту-204 СМ». Между прочим, в свете послед­них событий, когда идет речь об импортозамещении, этот лайнер собирается на 99 процентов из отечественных компонентов! Обо всем этом собравшимся на­помнил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
– Мы ставим амбициозные задачи в сфере пассажирской и транспортной авиации, к ре­шению которых рассчитываем приблизиться, работая на этой крупнейшей в стране профильной площадке. Например, я уже на протяжении достаточно долгого времени последовательно высту­паю против массовой постановки на маршруты подержанных им­портных лайнеров. Наши самоле­ты ничуть не уступают, а, по мое­му глубокому убеждению, даже в некоторых моментах превосходят своих зарубежных конкурентов, – подчеркнул глава региона.
Сейчас сама жизнь подска­зывает – российский авиапарк нужно пополнять отечественны­ми судами. И Росавиация, по их заявлениям, сейчас как никогда заинтересована в ульяновской продукции.
Спасли легенду авиации
Но, конечно, в первую очередь Ульяновск у авиаторов ассоции­руется с самолетом «Ан-124» (из­вестный также как «Руслан»). Над восстановлением производства тяжелых грузовиков уже давно идет кропотливая работа. Сегод­ня на первые роли вышел другой бренд – «Ил-76». Это легендар­ный самолет, потеря которого, по заявлениям экспертов, откинула бы всю отечественную авиацию на десятилетия назад.
В этом плане, как считает за­меститель генерального ди­ректора ЗАО «Авиастар-СП» и руководитель проекта «Ил-76» Валерий Токарев, решение пра­вительства в 2006 году о перено­се производства данного само­лета из Узбекистана в Ульяновск знаковое. Вовремя успели, не дали умереть знаменитой ма­шине. Более того, разработали новый, глубоко модернизирован­ный самолет – «Ил-76МД-90А». Проект, который уже выходит на солидные производственные мощности. Об этом говорилось в рамках конференции «Ил-76: вчера, сегодня, завтра».
– Реализация контракта с Мин- обороны России на строитель­ство 39 транспортных самолетов «Ил-76МД-90А» осуществляется планомерно. На первом серий­ном самолете в данный момент ведутся наземные испытания, он готовится к выполнению летной программы. Всего в этом году завод должен передать заказчи­ку два воздушных судна. Сегодня в производственных цехах пред­приятия на стадии серийного производства в разной степени готовности находятся еще 10 самолетов «Ил-76МД-90А», – от­метил на конференции Валерий Токарев.
Отметим, что на ульяновском заводе не только пришлось вос­станавливать производство, но и совершенствовать его. Над этим ежедневно работают более ты­сячи конструкторов, инженеров, технологов, других специали­стов. Только в 2014 году плани­руется ввод (или уже введено) более 200 новшеств! Сегодняш­ний «Авиастар» – это современ­нейшее производство!
Отрадно, что между разными предприятиями активно развива­ется как внутриульяновская, так и внутрироссийская кооперация. Сейчас на «Авиастар» приходят комплектующие (более 3 800 наименований) от 240 заводов!
Самолетбудущего
В рамках МАТФ прошли десят­ки круглых столов, конференций и сессий, посвященных самым всевозможным темам, связан­ным с авиацией, – от того, как оборудовать спальные места для экипажа в самолете «Ил- 76ТД-90ВД» и подготовить новые кадры для отрасли, до произ­водства композиционных мате­риалов для самолетостроения и организации системы безопас­ности полетов. Что-то очень специфичное и только для спе­циалистов, что-то более доступ­ное, например – международная выставка «Инновации в авиации», которая работала на протяжении всего международного форума.
Многих заинтересовал стенд ульяновской авиакомпании «Волга-Днепр», где одной из цен­тральных композиций был макет очень необычного самолета. Как оказалось, это один из прототи­пов летных тягачей ближайшего будущего, призер конкурса «Луч­шие молодые инженеры России», посвященного авиационной те­матике.
Любопытно, что так всех за­интересовавший выставленный на стенде самолет занял всего лишь третье место. По форме он чем-то напоминает известную западную «невидимку» «Стелс». Грузоподъемность 80 тонн, для полета применяются в том числе и электрические турбины. Может использоваться как в граждан­ских, так и в военных целях. Если сравнивать внешне (теоретиче­ски, конечно), то данный самолет будет лишь чуть ниже «Руслана», разве что с размахом крыльев побольше.
Победителем же конкурса стал проект самолета, чем-то на­поминающего самый крупный аэроплан в мире – «Мрию». Лю­бопытная черта нового самолета – он может «заглатывать» грузы «пузом», буквально всасывая их внутрь себя.
В Казань за час
Нельзя было на выставке «Ин­новации в авиации» пройти мимо блестящего, красивого вертоле­та. Тема создания в Ульяновске вертолетного центра уже «про­жужжала» всеми пропеллера­ми. Выставочный геликоптер на деле оказался трудолюбивым «шмелем», который уже с 30 мая летает по территории нашего ре­гиона. Данная версия рассчитана на двух пассажиров плюс, есте­ственно, пилот. Но есть модифи­кации и до 15 пассажиров.
Любопытство обуяло, и я поинте­ресовался, почем будет такой по­лет. Оказалось, 28 тысяч рублей за час. За это время можно долететь до Казани. Вертолет развивает скорость свыше 200 километров в час. Впрочем, оплата не почасовая. Если, допустим, взять полет от цен­трального вокзала Ульяновска до «Восточного» аэропорта, это обой­дется всего в 3 500 рублей (причем на всех) и… за 7 минут!
Вертолетный центр – это уже один из многих практически реа­лизованных ульяновских про­ектов. Он откроется в середине осени недалеко от главных «авиа­ворот» областного центра. Но сколько же здесь еще много инте­ресного, что, возможно, появится уже завтра. Завтра, и причем у нас в регионе! Ульяновская об­ласть – на самом деле самая что ни на есть авиационная столица. Это доказал очередной МАТФ.
Фото Павла ШАЛАГИНА
Дмитрий ЧУРОВ

В тему
Командующий военно-транспортной авиацией России генерал-майор Владимир Бенедиктово самолете «Ил-76МД-90А»:
– Мы этот самолет очень ждали и вскоре надеемся его получить в серийном варианте. В настоящее время с развитием авиации и с развитием Вооруженных сил нам очень нуж­ны такие суда. Ульяновский завод, конечно, полностью готов выполнить этот заказ, готов даже наращивать мощности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.