На пленарном заседании МАТФ-2014 «Транспортное авиастроение: мировые тренды, взгляд в будущее» замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь должен был рассказать о ходе реализации государственной программы «Развитие авиационной отрасли на 2013 – 2025 годы». Однако, как он сам справедливо заметил, подводить итоги-2013 поздно, а итоги-2014 – рано.

Поэтому в своем выступлении замминистра ограничился самым главным – перечислением вводимых мер государственной поддержки отечественных авиапроизводителей и мер, планируемых к введению.

К базовым первым трем относятся субсидирование лизинговых компаний для выплаты процентов по кредитам при закупке отечественных воздушных судов, стимулирование региональных авиационных перевозок и кредитование закупок отечественных ВС под 4,5 – 5 процентов годовых Внешэкономбанком (аналог первой меры, только для внешнего рынка).

На сегодня Минпромторг предлагает принять еще ряд мер. Это, во-первых, государственная поддержка механизма гарантий остаточной стоимости самолетов отечественного производства. Сегодня ввиду отсутствия вторичного рынка российских ВС авиакомпании не торопятся покупать их, в том числе из-за отсутствия четких рамок их предположительной стоимости через 10 – 12 лет, по которой они могли бы быть проданы. Здесь прорабатываются два варианта. Первый – создание в рамках Объединенной авиастроительной корпорации структуры, которая будет выкупать по истечении определенного срока у лизинговых компаний находившиеся в финансовом или операционном лизинге российские самолеты по фиксированной остаточной стоимости. Второй – когда государство напрямую компенсирует лизинговой компании остаточную стоимость ВС в виде субсидий, совмещая эти субсидии с лизинговыми платежами авиакомпании на протяжении определенного срока до тех пор, пока лизинговая компания не получит 100% стоимости самолета.

Во-вторых, Минпромторг предлагает компенсировать авиакомпаниям издержки перехода на отечественные ВС. (При глобальной переориентации парка ВС с импортных на отечественные необходимо сформировать склады запчастей, переобучить пилотов и т.п.)

И третье, самое, пожалуй, реальное для воплощения сегодня предложение – это возвратное бюджетное финансирование.

Добавим, что все три предложения в процессе реализации могут встретить определенные противодействия со стороны ВТО. Хотя, как отметил Юрий Слюсарь, «сегодня любые наши действия будут восприняты ВТО негативно»…
Кирилл Шевченко