Вчера первый вице-премьер Александр Смекалин провел заседание президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию Ульяновской области.
Как отметил, открывая заседание, первый заместитель председателя правительства, «сегодняшняя тема как никогда кстати – мы должны понять, оказали ли текущие геополитические события влияние на нашу инвестиционную политику и есть ли какие-то вопросы и проблемы у наших партнеров, в первую очередь, зарубежных».
Тема совещания звучала так: «Исполнение обязательств Ульяновской области перед резидентами ПОЭЗ и промзоны «Заволжье» по созданию инфраструктуры и обеспечению начала реализации их проектов».
На территории промзоны «Заволжье» зарегистрировано 18 инвесторов, четверо из которых уже работают. Общий объем заявленных инвестиций 44,664 миллиарда рублей, число новых рабочих мест – 4070. По словам заместителя генерального директора Корпорации развития Ульяновской области Натальи Лукьяновой, никаких официальных заявлений о приостановке проекта или об отказе от него ни один инвестор еще не сделал. «Да, сегодня мы видим небольшой спад интереса со стороны западных потенциальных партнеров, зато заметно вырос интерес к «Заволжью» российских компаний», – отметила она.
Что касается эффективности «Заволжья», то достаточно сказать, что на один рубль бюджетных вложений здесь сегодня приходится 18 рублей частных инвестиций и 7,5 – налоговых платежей. Производительность труда на предприятиях зоны (11,49 миллиона рублей на человека) почти в восемь раз выше, чем на «старых» предприятиях области (1,49), зарплата – вдвое
выше, чем на таких же предприятиях отрасли.
До конца года в инфраструктуру индустриального парка будет вложено более 400 миллионов рублей: 90 – из областного бюджета (2013 год), 8 – из бюджета Ульяновска (2013 год), остальное – кредитные средства «Сбербанка России» (98 – в 2013 году, 220 – в 2014-м). Средства потрачены на газопровод (7,6 км), дороги, бытовую и дождевую канализацию. Этим практически закрыты потребности центральной и южной части зоны.
Строительство объектов инфраструктуры IV очереди пройдет в три этапа. Цервый завершится до конца года (электричество и канализация для Nemak, внеплощадные сети и электричество для Bridgestone и электричество для DNG Mori Seiki). Второй пройдет в 2015 году (сети для «Мол-вест» и «Юджи Групп»), третий – в 2016-м (коммуникации к новым участкам, на которых способны разместиться еще 3-5 крупных резидента или до восьми средних).
Как заверила Наталья Лукьянова, все работы выполняются по графику, и даже еще не подведенное электричество для завода Schaeffler, который собираются запускать в октябре, будет подведено в сроки, обозначенные договором.
Кроме «Заволжья» Корпорация развития уже завершила приобретение земельных участков для промзоны «Новоульяновск», активно готовит проект промзоны «Карлинское» (это будет частный индустриальный парк) и ведет предварительные работы по открытию промзон в Димитровграде и Инзе.
Проект портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), как определил Александр Смекалин, «пока движется медленно, но по масштабам и амбициям он сильнее «Заволжья».
Сегодня заключены договоры с шестью зарегистрированными резидентами ПОЭЗ. С четырьмя из них (кроме «Волга-Днепра» и «Витязя») оговорены сроки строительства инфраструктуры.
По словам и. о. руководителя Ульяновского филиала ОАО «ОЭЗ» Ирины Семеновой, все требования резидентов будут удовлетворены в оговоренные сроки. Сбой пока случился только один: для первой части проекта «ААР Рус» не успели подготовить таможенный пост, но достигнутая с федеральными службами договоренность (разрешена временная схема таможенной регистрации) позволит начать компании деятельность сразу после ввода в строй логистического терминала.
Более того, работы по проведению водоснабжения, газа и связи для всей первой очереди ПОЭЗ будут завершены в октябре. До конца августа будет подписан договор о строительстве электросетей, а в сентябре – определен по итогам конкурса (правда, он проводится уже в третий раз) подрядчик для строительства дорог и коммунальной инфраструктуры.
Развеяла Ирина Семенова и опасения по поводу «отказа американского инвестора от проекта «ААР Рус». Главный инвестор проекта – российский, который после завершения работ просто собирался продать свою долю
американской компании. Эти договоренности, скорее всего, будут расторгнуты, что на проекте никак не отразится. Вопрос технический, и вместо американского собственника будет новый – российский или китайский. Кстати, именно с китайскими потенциальными резидентами ПОЭЗ и активизировались за последние месяцы переговоры.
Последнее, что обсудили на совещании, это дороги.
Полотно подъезда к ПОЭЗ (700 м, ширина – 7 м, сметная стоимость 36,9 миллиона рублей) будет готово в этом году. Проект прошел экспертизу в мае, победитель конкурса – «Ульяновскремстрой» – приступит к работе 25 августа и завершит ее за два месяца, освоив 23 миллиона. В следующем году останется установить освещение, знаки и шлагбаумы.
Что же касается дорожной инфраструктуры «Заволжья», то, по словам директора департамента транспорта и дорожного хозяйства региона Сергея Холтобина, ни одну из двух запланированных дорог в этом году, похоже, построить не удастся. На одну из них не пришло своевременно софинансирование из городского бюджета, а вторую никак не могут расторговать из-за бесконечных жалоб друг на друга участников аукционов (все в рамках законодательства). Даже если в сентябре определится победитель, он физически не успеет до окончания сезона.
ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.