ЕВА ШТЕРЛЕ
В Ульяновске обсудили передовые технологии, которые необходимы для развития авиапрома.
Конференция «Передовые технологии авиастроения» состоялась 14 августа в рамках МАТФ-2014. В дискуссии приняли участие представители научного сообщества, разработчики и производители авиационной техники и комплектующих, материалов, оборудования, станков и инструментов. Как отметил куратор мероприятия, генеральный директор ОАО «Национальный институт авиационных технологий» (НИАТ) Олег Сироткин, для «рывка» на международном рынке российскому авиапрому нужны новые технологии и материалы.
– Сегодня по военной авиации мы занимаем где-то 12% мирового рынка, по гражданской – всего 1%, – с сожалением констатировал Сироткин. – Наша задача – выйти на 15% к 2020 году. Это серьезная задача, которая требует технического перевооружения авиастроительных предприятий, внедрения передовых технологий производства и сборки, а также разработки новых композитных материалов, проектирования и выпуска изделий из них.
Спрос на новые технологии в России, по словам Сироткина, есть – предприятия готовы меняться. Так, буквально две недели назад по заказу ОАО «ОАК» специалисты НИАТ создали для Ульяновского авиазавода уникальный станок с числовым программным управлением для формообразования длинномерных панелей крыльев. Использование этого оборудования в производстве будет способствовать снижению трудоемкости, повышению производительности труда и, самое главное, улучшению качества продукции.
Время – деньги
Важной составляющей технического перевооружения авиапрома, особенно в условиях острого кадрового голода, является автоматизация процессов. Опытом внедрения автоматизированных технологий производства композитных конструкций авиационно-технического назначения на ульяновских предприятиях с участниками конференции поделился генеральный директор ОАО «ОНПП «Технология» Олег Комиссар.
– Наше предприятие в течение трех лет вело серьезную маркетинговую работу, чтобы попасть в кооперацию с ульяновским авиационным кластером. «Авиастар» помог показать миру наш потенциал, наши преимущества. Результат налицо: остекление кабин самолетов Ил-76МД-90А теперь делаем мы, – рассказал он. – В работе уже и второй совместный заказ – кооперация по самолету МС-21. С ульяновскими коллегами мы работаем над деталями хвостового оперения. Мы поставляем детали на ульяновское предприятие, а здесь уже идет сборка. Кроме этого мы заключили соглашение с заводом «АэроКомпозит-Ульяновск». На нем пока еще в довольно больших объемах используется импортное оборудование, и наш опыт собственных разработок для ульяновских коллег будет очень кстати. Зато местные специалисты помогают нам в изготовлении оснастки деталей для самолета Т-50. Такое сотрудничество всем только на пользу.
Зачем авиации «побочные» проекты
Именно с ульяновским кластером эксперты связывают надежды в области развития передовых технологий.
– Регион сделал революционный шаг в части создания крыла из композиционных материалов. Это первый в России опыт композитного крыла для пассажирского самолета. Я считаю, это серьезное движение вперед в хайтековских технологиях и одно из больших достижений региона в авиационной отрасли, -отметил Олег Сироткин.
Громкое заявление, выступая на конференции, сделал заместитель гендиректора Всероссийского НИИ авиационных материалов Дмитрий Коган. Он объявил о том, что все производство ВИАМ в области композиционных материалов переносится в ульяновский филиал. Здесь же, по его словам, будет реализован пилотный проект по строительству моста с применением углепластиковых арочных элементов.
– Наше отечественное углеродное волокно стоит достаточно дорого, поэтому вопрос снижения стоимости композиционных агрегатов авиационной техники – сегодня вопрос № 1. Чтобы снизить стоимость углеродного волокна, его необходимо выпускать тысячами тонн. Это приводит нас к необходимости применения волокна в побочных относительно авиации проектах, – подчеркнул Коган. – Правительство Ульяновской области одобрило наш проект по строительству в поселке Языково Карсунского района двухполосного автомобильного моста, у которого опорные элементы арочной конструкции будут изготовлены из углепластика. Мост, который будет там наведен по предложенной технологии, станет первым в стране.
Есть заказ
В ходе конференции специалисты не раз отмечали, что для обеспечения конкурентоспособности отечественного авиапрома на мировом рынке необходимо уделять больше внимания взаимодействию ведущих научно-исследовательских институтов и авиапроизводителей. Пользуясь случаем, участники конференции искали возможных партнеров прямо на форуме. В рамках своего выступления, посвященного вопросам применения перспективных материалов и технологий в производстве модернизированного самолета Ил-76МД-90А, а также самолетов МТА и Ил-112В, начальник отдела технологий и материалов ОАО «Ил» Владимир Куликов озвучил потребности предприятия и пригласил других участников конференции к сотрудничеству.
– Мы и сами сейчас занимаемся проведением опытных работ, но параллельно также ведем поиск компаний и институтов, которые могли бы разработать для нас новые технологии и материалы, – сообщил Куликов. – Одно из направлений, по которому мы готовы сотрудничать, – это создание новых герметиков. Минус тех, которые мы применяем сейчас, в том, что они очень долго набирают твердость. После герметизации должно пройти не менее 72 часов, только после этого можно приступать к следующим операциям. Зарубежные специалисты уже справились с этой проблемой, нам бы хотелось создать российский аналог такого герметика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.