В преддверии 1 сентября корреспондент «НГ» забрался в самую глубинку Ульяновской области – село Тепловка Николаевского района, нашел там отлично оборудованную симпатичную школу, замеча­тельных педагогов и погово­рил о радостях и проблемах образования с ее директором Ниной Ермолаевой.

Первые впечатления от новой Тепловской средней общеоб­разовательной школы имени Хариса Алтынбаева, погибшего в Афганистане, положительные, солнечные. Табличка с буквой «А» на заборе, здесь остановка школьного автобуса. Ухоженная чистая территория, зеленые газоны, клумбы, скамеечки, де­ревья с игрушечными гномами и зверушками. Чуть дальше – боль­шой стадион с воротами для фут­бола, турники, брусья и прочее «железо». За школой – игровая площадка для дошколят. Вход в здание оборудован видеокаме­рами, «заведенными» в кабинет директора.

Нина Ивановна Еромолаева, местная уроженка, которая ру­ководит школой уже десять лет, устраивает небольшую экскурсию по двум этажам школы. Спортив­ный зал, он же при необходимости актовый, – глаз не оторвать. Сна­ряжение, раздевалки, душевые, туалеты… В библиотеке – полный набор литературы и новые учеб­ники. В классах – телеэкраны и проекторы. В кабинет химии привезли новую лабораторию. Дистанционное обучение или ви­деосвязь с Ульяновском? Нет про­блем! Оборудование от известных фирм. В коридорах развешаны настоящие картины художников. А в школьном музее среди старин­ных утюгов, прялок и документов имеются настоящие немецкие трофеи времен Великой Отече­ственной и сувениры царской эпохи. «Бывшие ученики школы, те, кто воевал, приносили когда- то», – поясняет Нина Ивановна. Есть секции, клуб выходного дня, оборудованная светлая столовая, просторная учительская… И это в отдаленном селе области!

Условия есть– детейнет

– Это здание отстроено на месте бывшего интерната в 2000 году благодаря инициативам Юрия Горячева и прежнего ди­ректора Людмилы Кибиткиной. А дальше нужно было лишь под­держивать порядок и развивать начатое.

– Школа у вас выглядит по­лучше некоторых городских. Благодаря кому или чему?

– Мы финансируемся муници­пальным образованием «Никола­евский район», получаем помощь из фонда материального обе­спечения. Не нужно сидеть сложа руки, иначе тут были бы просто стены, классы и потолки.

– Школа рассчитана на…

– 198 мест. Но детей у нас сейчас, увы, 56. Причем девя­тиклассников – всего двое. Пять наших выпускников поступили в вузы и училища. В первый класс идут шесть ребят, а в дошкольной группе – 12.

– Не густо…

– Мало детей в самой Теплов- ке. Когда в 2001-2002 годах за­крылись спиртзавод, лесхоз, люди с семьями стали разъез­жаться.

– Из других мест есть ре­бята?

– Из Канасаева (9 км от нас) и Головина (почти 18 км). Их возят в Тепловку на школьном автобусе Fiat Ducato.

– И все же в чем проблема вашей школы?

– Нет детей. Финансирование есть, техника, компьютеры в на­личии, не то, что в 90-е годы.

– Нехватка учителей?

– Нам нужен учитель матема­тики и информатики, желательно высшей квалификации, нагрузка – 23 часа в неделю. Я пока сама преподаю математику вместе с завучем.

– Зарплата указана в 13 711 рублей 35 копеек. Еще кто-то требуется?

– Свой учитель химии и биоло­гии. Пока трудится по совмести­тельству наставник из Головин­ской школы. На наше объявление на сайте откликнулся коллега с Украины, обещали помочь ему с жильем и гражданством, но чело­век замолчал.

Будет жилье– вернутся учителя

– Нина Ивановна, вы верите, что современные учителя не помешаны на столицах?

– Если обеспечивать педагогов в провинции всем необходимым, многие вернутся в деревни, не­смотря на якобы преимущества яркой и насыщенной городской жизни. Конечно, хотелось бы нам зарабатывать больше, но получать около 18 тысяч рублей в селе – это пока неплохо.

– А сколько будет получать выпускница педуниверсите­та?

– Около 10 тысяч рублей. Ей положена единовременная вы­плата в 20 тысяч за первый год работы в сельской местности, 40 – за второй и 60 – за третий. Плюс ежемесячно 1 500 губер­наторских и тысяча – муници­пальных.

– Разница нынешнего школь­ного образования и образ­цов 70-90-х годов прошлого века?

– Оно стало интереснее. Можно использовать больше ресурсов. Если мы учили в первом классе букварь почти целый год, то сей­час дети еще до поступления к нам умеют читать, печатать буквы на компьютере, считать. Родите­ли стараются устроить своих чад к нам в дошкольную группу.

– А в чем отличие нынешних школьников от ребят из совет­ских школ?

– Ребята внутри школы стали аккуратнее, собраннее, опрят­нее. Меньше балуются и бегают, как мы в свое время, – многие с телефонами и планшетами на переменах заняты. А выпускни­ки с более прочными знаниями знают, чего хотят. Но разучились слушать взрослых, учителя в селе не авторитет.

– Мечты учителей?

– Побольше времени отдавать своим детям.

– Работа директора школы сейчас это труд педагога в чистом виде или вы больше похожи на управляющего, ме­неджера?

– Последнее.

Андрей БЕЛОВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.