Последние изменения в законодательстве фактически ликвидируют непосредственное управление (НУ) в нескольких сотнях многоквартирных домов Ульяновска. Что изменится?

Исключить управляющие компании из цепочки платежей населения за коммунальные ресурсы – об этом много говорят, но редко делают. Причины называют разные. Кто-то уверен, что УК заинтересованы в том, чтобы собирать и «прокручивать» деньги, прежде чем отдать их ресурсникам. Другие, напротив, полагают, что выгодно это как раз самим ресурсникам, которым удобнее заключать большие контракты с юридическими лицами, чем возиться с множеством мелких договоров с населением. Вместе с тем, взыскивать с людей долги тяжелее, чем с компаний. При этом и те, и другие (и управляющие организации, и энергетики) наперебой кричат, что ратуют за прямое абонирование жителей, которые, мол, должны расплачиваться за поставляемые услуги с поставщиками, а не с посредниками в лице УК.

Проблема заключается в том, что согласно законодательству поставщиком коммунальных услуг внутри дома является именно управляющая компания. То есть непосредственно с населением работает УК, а ресурсники – с юрлицом. При этом правила игры в том и другом случаях разные. При работе с населением существует ряд ограничений, которые защищают права граждан. За счет этого дисбаланса (когда до границы дома коммунальный ресурс поставляется по одним правилам, а внутри распределяется по другим) возникает разница, которая в виде долга накапливается на счету УК. Для этой разницы даже придумали название ОДН – «общедомовые нужды», хотя фактически они таковыми не являются.

Выход из ситуации в Ульяновске нашли, когда фактически придумали новый способ управления МКД, так называемый, непосредственный. По большому счету, это чисто юридическая заморочка, если хотите, лазейка. Суть заключается в том, что дом продолжает управляться УК, но вот начисления и расчеты с населением за коммунальные ресурсы производят сами ресурсники, в том числе начисляют ОДН без ограничений. Такой схемой в Ульяновске воспользовались несколько крупных управляющих компаний – «Аметист» и «Мегалинк».
Казалось бы, это то, чего добивались: благодаря непосредственному управлению УК исключена из цепочки сбора платежей за энергоресурсы. Однако законодатели решили прикрыть эту лазейку. Так Федеральный закон № 255-ФЗ от 21.07.2014 фактически запрещает непосредственное управление в МКД, где более 16 квартир:

Статья 7
5) Собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 года обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления. В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

Зачем потребовалось запрещать НУ? Кто-то видит в этом лоббирование своих интересов энергетиками, которым не хочется взваливать на себя груз работы с населением. Ведь вместо того, чтобы разбираться с каждым должником в отдельности, гораздо легче обратиться с иском в суд о взыскании задолженности в целом со всего дома через УК. Но все же стоит признать, что НУ – это была некая искусственная форма управления, которая практически не реализуема в больших МКД. Если собственники нескольких квартир действительно могут собираться вместе и решать вопросы управления своим общим имуществом, то в многоэтажках это не реально.

Впрочем, никто особо не торопится с отменой НУ в Ульяновске. Изменения в жилищное законодательство у нас принимаются с такой бешеной скоростью, что до 1 апреля 2015 года картина может поменяться еще несколько раз. Как нам сообщили, сейчас руководители управляющих компаний ждут нового закона о введении прямых расчетов населения с ресурсниками за все: газ, воду, электричество, тепло. Если это случится, нас ждет смена вектора развития ЖКХ, когда управляющие организации наконец-то займутся своей непосредственной работой – управлением, а поставкой коммунальных ресурсов жителям – займутся поставщики, что логично.

Алексей Николаев