На прошлой неделе мы писали о том, что идет работа над стратегией культурной политики Ульяновской области до 2025 года, и вот авторы распространили текст проекта документа. По их мнению, культурная политика Ульяновской области нуждается в обновлении концептуальных подходов. Текст стратегии довольно длинный, но не покидает ощущение того, что читаешь диплом выпускника вуза, в котором информация собирается и анализируется лишь на определенном уровне. От стратегии же хотелось видеть более глубокий анализ, а не констатацию фактов и прописных истин, известных практически любому ульяновцу и без дорогостоящих иногородних экспертов. Интересно, что поддержка фонда «Ульяновск – культурная столица», «Музея СССР» и строительство киностудии стратегами выведены в приоритетные культурные проекты региона.

DSCN1939

Для начала – немного официальных терминов из документа:

«Стратегия культурной политики Ульяновской области до 2025 года — это документ стратегического планирования, определяющий систему целей, приоритетов, принципов, основных направлений, задач и механизмов осуществления государственной культурной политики на территории Ульяновской области».

В основе стратегии – множество нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня. Сама стратегия базируется на результатах аналитического исследования, проведенного в Ульяновской области с марта по июль 2014 года. Как пишут авторы стратегии, документ разработан с учетом мнений работников культуры, представителей органов госвласти Ульяновской области и местного самоуправления, а также гражданского сообщества. Подробнее об авторах и аналитическом отчете можно почитать в нашем материале Иногородние эксперты пытаются справиться с ульяновской культурой.

«Стратегия носит социально-ориентированный характер и должна стимулировать развитие творческого потенциала, усиление социальной сплоченности и повышение инвестиционной привлекательности региона. Авторы стратегии напоминают, что правительство Ульяновской области рассматривает культуру в качестве одного из стратегических приоритетов социально-экономического развития региона. В рамках такого подхода культура не ограничивается отраслевым форматом, а становится ключевым элементом социально-экономических преобразований. Данный подход нашел свое отражение и в стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года».

Топ-15 задач в сфере культурной политики Ульяновской области:

Итак, какие же задачи видят стратеги? Мы объединили их в несколько групп.

1. Создание благоприятной культурной среды в муниципальных образованиях Ульяновской области. Кроме традиционно культурных понятий сюда включили велодорожки и рекламные конструкции.

– создание и благоустройство рекреационных зон в муниципальных образованиях Ульяновской области;
– взаимодействие местных органов самоуправления и жителей населенных пунктов по вопросу наполнения рекреационных зон;
– для крупных городов создание системы велопарковок и велодорожек в зонах отдыха и центральных частях города;
– создание системы навигации в городах и населенных пунктах с обязательным наличием указателей расположения объектов культурного наследия, памятников культуры, музеев и других организаций культуры;
– разработка регламентов размещения рекламных надписей и вывесок в исторической части городов и населенных пунктов.

2. Задачи по развитию культурных индустрий.

Любимой теме нашего региона в стратегии выделили отдельный пласт задач:

– проведение исследования по состоянию креативного предпринимательства в регионе;
– создание условий для развития творческого предпринимательства в регионе;
– усиление взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и творческих предпринимателей региона;
– создание финансово-экономических условий для развития творческого
предпринимательства путем снижения налоговой нагрузки, предоставления налоговых преференций творческим предпринимателям;
– создание условий для взаимодействия культурных институций и творческих предпринимателей, в частности, в области разработки сувенирной продукции для музеев региона и обеспечения рынка сбыта данной продукции;
– создание условий для сетевого взаимодействия творческих предпринимателей, расширение возможностей для обмена опытом и знакомства с лучшими практиками;
– создание условий для расширения образовательных возможностей творческих предпринимателей, как в области художественного образования, так и в области экономического и юридического образования с учетом специфики этого вида предпринимательства;
– увеличение числа кластеров культурных индустрий, в том числе в муниципальных образованиях Ульяновской области.

3. Задачи по поддержке и реализации приоритетных культурных проектов региона.

Интересно, что поддержка фонда «Ульяновск – культурная столица» и культурного форума стратегами выведена в приоритетные культурные проекты региона. Не забыли и про «Музей СССР» – проект, который сам губернатор вывел в приоритеты культурной политики на недавнем обсуждении стратегии на совете по культуре.

Итак, в этом пункте перечисляются следующие задачи:

– создание условий для эффективного функционирования фонда «Ульяновск – культурная столица» в целях активизации культурного потенциала региона и позиционирования культуры в качестве важнейшего ресурса для социально-экономического развития территории;
– содействие в проведении ежегодного Международного культурного форума в Ульяновске;
– создание условий для последовательной реализации проекта «Музей СССР»;
– поддержка строительства киностудии в Ульяновске и развития собственного кинопроизводства;
– разработка новых имиджевых проектов региона.

4. Задачи по повышению туристической привлекательности региона приводим полностью:

– анализ и выявление потенциально-привлекательных туристско-рекреационных зон региона;
– формирование базовой инфраструктуры (дороги, гостиницы, сеть общественного питания) в туристско-рекреационных зонах;
– расширение спектра предложений для въездных туристов;
– развитие культурного, образовательного и познавательного туризма;
– создание условий для более интенсивного использования акватории рек региона туристами;
– создание условий для развития государственно-частного партнерства в части сохранения культурного наследия и создания на его основе туристско-рекреационных кластеров;
– разработка туристических карт с указанием объектов культурного и природного наследия региона и значимых организаций культуры;
– разработка навигационной системы и специальных приложений для мобильных устройств;
– разработка механизмов для развития туризма в регионе посредством формирования целевых региональных и муниципальных программ.

5. Задачи развития международного и межрегионального сотрудничества. В приоритете – Китай и города-побратимы:

– создание условий для поддержки новых и пролонгации уже существующих международных культурных проектов;
– расширение контактов и связей в области международного культурного сотрудничества с акцентом на сотрудничество с Китайской Народной Республикой;
– проведение обменных культурных мероприятий между городами Ульяновской областью и зарубежными городами-побратимами;
– создание условий для межрегионального сотрудничества в области культуры и искусства с учетом традиционных культурных связей, сложившихся с граничащими с Ульяновской областью регионами (Мордовией, Татарстаном, Чувашией, Самарской и Нижегородской областью);
– создание условий для развития межрегиональных культурных проектов на постоянной основе.

6. Задачи развития научно-исследовательской деятельности:

– поддержка и развитие научно-исследовательской деятельности на базе ВУЗов и учреждений культуры;
– создание условий для обеспечения деятельности научно-исследовательского института культуры и искусства;
– проведение культурного картирования территории региона и мониторинга культурной политики с последующим анализом полученных данных.

7. Задачи развития проектной деятельности в сфере культуры и искусства прописаны умными словами:

– анализ и структурирование event-стратегий в области культуры и соподчинение их задачам культурной политики региона;
– формирование культурных проектов, направленных на совместную реализацию с населением региона;
– формирование культурных проектов, способствующих созданию благоприятного имиджа региона;
– диверсификация форм культурной жизни.

8. Задачи по укреплению единства и социальной сплоченности населения региона.

Они прописаны в стратегии очень подробно, очевидно, что теоретически на третий сектор большие надежды.

Среди задач в этом направлении – создание условий для развития третьего сектора, добровольчества, частной благотворительности в регионе, для совершенствования моделей корпоративной благотворительности. Что же будет в реальности? Время покажет.

9. Задачи по развитию образования в сфере культуры и искусства:

Еще один интересный пункт, приводим его полностью:

– сохранение традиционной российской трехступенчатой системы художественного образования, направленной на раннее выявление талантов;
– расширение образовательных программ в области культуры и искусства, в том числе в учреждениях и организациях культуры по профилю их деятельности (музеи, театры, библиотеки, архивы и т.д.);
– создание условий для интеграции усилий образовательных учреждений и организаций культуры в разработке и реализации образовательных программ разного уровня;
– поддержка существующих и разработка новых проектов образовательных программ в области гражданско-патриотического воспитания молодежи и формирования чувства принадлежности территории;
– создание условий для совершенствования системы подготовки педагогических кадров в сфере культуры и искусства;
– создание условий для обеспечения равного доступа в получении образования в сфере культуры и искусства, в особенности для населения, проживающего в отдаленных муниципальных образованиях, а также для подрастающего поколения путем обеспечения реализации выездных образовательных программ силами организаций культуры — музеев, Центра народной культуры, детских школ искусств, театров и др.;
– создание условий для повышения медиаграмотности населения.

10. Административно-законотворчески-финансовые.

На них мы подробно останавливаться не будем, это задачи по совершенствованию управления в области культуры и культурной политики региона, по финансово-экономическому обеспечению сферы культуры и искусства, а также задачи по преодолению территориальных диспропорций в финансировании сферы культуры и искусства на муниципальном уровне.

11. Кадры.

А вот на задачах по сохранению и воспроизводству кадрового потенциала в сфере культуры и искусства задержимся. Что же имеют в виду авторы стратегии?

– определение потребностей в специалистах в области культуры и искусства в регионе, в том числе по видам культурной деятельности, и проведение анализа номенклатуры специальностей среднего специального и высшего образования в сфере культуры и искусства в учебных заведениях региона с целью приведения в соответствие потребностей в специалистах и восполнения недостаточности специалистов нужной квалификации;
– создание условий для расширения номенклатуры специальностей для среднего специального и высшего образования в области культуры искусства;
– создание условий для повышения качества преподавания в средних специальных и высших учебных заведениях сферы культуры и искусства;
– создание условий для переподготовки кадров в сфере культуры и искусства;
– повышение престижа профессии и социального статуса работника культуры;
– создание условий для привлечения молодых специалистов в сферу культуры и искусства;
– предотвращение оттока кадров в другие отрасли экономики;
– создание условий для дополнительных образовательных возможностей в области культуры и искусства за счет специальных программ, тренингов и семинаров.

12. Задачи по сохранению материального и нематериального культурного наследия региона.

Здесь стратеги тоже прописали целый список:

– разработка региональных и муниципальных целевых программ в области сохранения материального и нематериального культурного наследия;
– создание условий для научной деятельности в области изучения культурного наследия;
– создание условий для получения специального образования в области реставрации объектов культурного наследия;
– создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов-реставраторов;
– создание реестра объектов культурного наследия (материального и нематериального) федерального, регионального и местного значения;
– обеспечение мониторинга состояния объектов культурного наследия;
– выявление и институционализация новых объектов культурного и природного наследия;
– создание условий для популяризации объектов культурного наследия;
– создание возможностей для оцифровки нематериального культурного наследия.

13. Сохранение и развитие культурного многообразия региона:

В этом пункте стратеги прописывают задачи по созданию условий для поддержки национальных культурных автономий и национальных объединений, для поддержания языкового разнообразия региона, для обеспечения добрососедских отношений между разными этническими группами, проживающими на территории региона, и т.д.

14. Обеспечение равного доступа к культурным благам и участия в культурной жизни.

Пункт очень насыщенный и включает много направлений, поэтому приводим его полностью:

– создание условий для преодоления региональных диспропорций и обеспечения равного доступа к культурным благам всех категорий населения региона, в том числе путем организации выездных культурно-просветительских проектов и программ для жителей отдаленных районов области, в особенности для подрастающего поколения, путем применения российского и зарубежного опыта в области сглаживания региональных
диспропорций в обеспечении доступа к культурным благам (например, с учетом опыта работы при реализации проекта «Музей на колесах»);
– обеспечение Интернетом отдаленных районов и создание обучающих информационных центров на базе библиотек, клубов и многофункциональных культурных комплексов с целью виртуального знакомства с произведениями искусства и литературы через сеть
Интернет;
– создание условий для широкого внедрения Интернет-технологий на всей территории Ульяновской области для обеспечения доступа к культурным благам;
– стимулирование деятельности учреждений культуры в направлении культурного просвещения населения, активизации кружковой работы и иных возможностей проведения досуга для школьников и пенсионеров.
– создание условий для развития инклюзивных практик культуры в особенности для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– стимулирование творческой активности населения региона и предоставление возможностей для творческой самореализации.

15. Задачи сохранения, развития и переориентации деятельности сети учреждений культуры: библиотеки – трансформировать, работу учреждений культуры – продлить.

1) создание условий для развития музейной деятельности, в том числе с учетом обеспечения равного доступа к музейным коллекциям для всех жителей региона;
2) поддержка инициатив по созданию новых музеев, выставочных площадок на территории региона;
3) создание условий для трансформации библиотек в центры общения людей и проведения культурного досуга, в том числе путем:
– увеличения книжного фонда и фонда периодических изданий;
– информатизации и интернетизации библиотечной сети на территории Ульяновской области;
– проведения циклов тематических лекций.

Пункт очень интересный, особенно в свете того, что губернатор на том же совете по культуре сделал акцент на работе домов культуры, удобном графике и развитии культуры в муниципальных образованиях в целом. Вот и здесь эти моменты расписаны соответственно:

4) создание условий для развития домов культуры и культурно-досуговых центров с учетом обеспечения равного доступа всех категорий населения, в том числе путем:
– создания дополнительных направлений деятельности с учетом потребности взрослого населения в возрасте от 20 до 50 лет и молодежи;
– переориентации работы с населением и учетом современных предпочтений населения в досуговой деятельности;
– разработки и создания кратковременных курсов и программ в области культуры и искусства, в том числе предоставления условий для аутсорсинга.
5) создание условий для развития культуры в поселения Ульяновской области, в том числе путем создания Домов новой культуры в Инзенском, Сенгилеевском и Павловском муниципальных образованиях;
6) создание условий для развития театральной деятельности, в том числе путем поддержки негосударственных профессиональных и любительских театров;
7) развитие системы показа кинофильмов, особенно для жителей отдаленных
районов региона;
8) изменение графика работы учреждений культуры, в отдельных случаях пролонгация рабочего дня в один из дней недели и обеспечение работы культурно-досуговых учреждений в выходные дни.

Почитать весь текст проекта стратегии можно здесь http://ulmincult.ru/assets/files/FILES/2014/proekt_2025.pdf

Юлия Узрютова