Как все же странно расположились в наших сердцах, головах и душах симпатии и антипатии!
Скажем, многие приходят в ажиотаж при слушании шлягера «Черные глаза». А я эту песенку не жалую. Мне ближе по душе романс «Отвори потихоньку калитку..»
Но что поделаешь? Как сказано, «.. кто любит попа, кто — попадью, а кто- попову дочку…»
Но перейду ближе к теме, к рубрике «Древо жизни». На сей раз речь пойдет в самом прямом смысле о древе. Без кавычек- об так называемом американском клене- или, по научному, о клене ясенелистном.
Думаю, каждый россиянин с ним ныне знаком- ибо этот клен буквально покорил всю Россию. Он ныне всюду- вдоль дорог и речек, на пустырях и в огородах, в садах и на городских газонах.
И почти все мы от души его ненавидим. И назывем просто: «дерево-сорняк». Ни на что — к тому же — и не годится: ни на строительство, ни в столярное дело, ни на различные поделки.
А вот поди ты: заселил всю страну, ему совсем чужую.
Ибо в России знать не знали, ведать не ведали, что где-то за океаном растет такой кленчик.
Как сообщают справочники, клен американский был завезен в Российскую империю в конце восемнадцатого века для поселения в ботанических садах Москвы и Петербурга. Только!
И в первую зиму вымерз, не выдержав российских морозов.
Но ботаники были упорны – и снова завезли кленок тот — уже из Канады.
И он выжил- и пошел, пошел, пошел по России.
Можно сказать: за два века завоевал страну от Питера до Алтая.
И еще помог клену американскому товарищ Сталин, когда начал благое дело- посадку лесополос,озеленение городов — и так далее.
Ему, видимо, доложили о невероятной быстроте роста ( до трех метров год!) – и неприхотливости дерева. И вождь дал отмашку: «Сажайте!» Тем более, что глагол-то был вождю близок, понятен, действенен…
Конечно,этому ударному маршу помогает неприхотливость дерева и невероятная живучесть. Даже если срубить клен «под корешок», даже если вокруг ствола яму вырыть и все корневые отпрыски уничтожить — дерево это все равно вылезет через год- два.. И нет от него спасения.
То есть- есть спасение- но слишком дорогостоящее, затратное, долговременное.
А у нас ведь любят решать все проблемы быстро, напорно, натужно – но не всегда успешно. Вот и завоевывает клен – американец российские просторы, уничтожая по пути все прочие деревья и кустарники…
И тут мне хочется завершить свое не слишком веселое повествование одной сентенцией.
Она такова. Вот недолюбливаем мы, россияне, американцев. Уж не знаю почему- наверное, в силу генетических симпатий и антипатий (о чем в самом начале я уж сказал). А как-то по умному предупредить негатив, противостоять ему – не получается. Как ни крути- кино приходит из Голливуда; «маки» – из США, кока-кола – тоже оттуда; картошку притащили с американского континента;
Про джинсы и говорить не стоит…
Ну и так далее.
И чем закончить эти «несвоевременные мысли»?
Я — Не знаю. Может, ответ есть у здравомыслящих людей? У ученых? У ботаников, наконец, если вернуться к локальной проблеме «клена американского»?
И в кавычках, на сей раз.
Только не у политиков, я думаю…