«Всё происшедшее для меня стало тяжёлым уроком. В этой ситуации я обратился к человеку, у которого только и мог попросить внимания и поддержки: я встретился с губернатором Ульяновской области Сергеем Ивановичем Морозовым. Для меня этот разговор был очень непростым. Я сказал, что не вижу себя вне команды губернатора, что сделаю выводы из сложившейся ситуации. Но я хочу, и для этого есть силы, работать на процветание Цильнинского района и Ульяновской области, быть верным соратником губернатора, открыто говорить с людьми и решать их проблемы. Обещаю приложить все усилия для работы в команде».

Эти слова глава Цильнинского района Ханяфи Рамазанов произнёс в критический для себя момент, когда на муниципальных выборах в сентябре прошлого года под ним основательно закачалось кресло. Тогда, как помнится, район практически разделился на два больших лагеря. Одни готовы были отпраздновать снятие с выборов многолетнего руководителя муниципалитета, другие были в отчаянии за его судьбу.

Рамазанов сохранил свои позиции. Что же касается обещаний «открыто говорить с людьми и решать их проблемы», то здесь, мягко говоря, он лукавил. К тому времени ФОК в рабочем посёлке Цильна уже несколько лет был «яблоком раздора»: администрация района, как совсем недавно сообщало РИА «Медиа73», под различными предлогами и вопреки федеральному закону №185 ФЗ «О местном самоуправлении», никак не хотела принимать его от Ульяновского сахарного завода на свой баланс. И речь не шла о какой-то там развалюхе, как кто-то сегодня пытается представить. Предприятие все эти годы не оставляло его без своего попечения и спорткомплекс хорошо сохранился.

Казалось бы, об этом можно было и не вспоминать. Но за полгода до выборов, в марте, инициативная группа подготовила и направила в адрес, нет, не главы администрации района, которому люди устали верить, а губернатору Ульяновской области Сергею Морозову коллективное обращение, под которым поставили свои подписи 250 жителей Цильны. Они просили главу региона помочь им в решении многочисленных проблем, которые копились в посёлке все последние годы. Говорилось о неудовлетворительном техническом состоянии зданий участковой больницы, школы, плохом состоянии поселковых дорог, перебоях в уличном освещении, проблемах с подачей воды в жилые дома. Не забыты были «левые» мусорные свалки, стаи бродячих животных …

«Администрации района и поселения, – говорилось в обращении, – не хотят взваливать на себя ношу по развитию, благоустройству, озеленению посёлка, находят всевозможные причины и отговорки, чтобы не принимать никаких действий и уйти, таким образом, от ответственности».

Вскоре после этого, точнее, в первых числах апреля, в посёлке Цильна состоялся сход граждан с участием представителей Общественной палаты Ульяновской области. Ещё через две недели итоги схода были рассмотрены на заседании Комиссии по социальным вопросам и Комиссии по вопросам защиты прав граждан, национальным и этноконфессиональным вопросам. Отмечалось, что в посёлке сложилась напряжённая ситуация. Она стала предметом обсуждения на встрече членов Общественной палаты с руководством Цильнинского района 13 июня в Малом зале заседаний Законодательного собрания региона. В обсуждении приняли участие представители ЗСО, Министерства внутренней политики Ульяновской области, региональных Министерств здравоохранения, образования, энергетики и ЖКХ, Департамента физической культуры и спорта.

В ходе предвыборной гонки Ханяфи Рамазанов об этом предпочёл умолчать. Как и о том, что области пришлось взваливать на свои плечи большинство перечисленных в обращении проблем, принимать на свой баланс спорткомплекс и, соответственно, нести все связанные с этим расходы.

Автора этих строк могут попрекнуть, мол, зачем ворошить старое? Во-первых, затем, что каждый человек вправе рассчитывать на достойную жизнь и уважительное к себе отношение, что и обязана обеспечивать местная власть. Во-вторых, в отношении к цильнинцам, похоже, мало что изменилось и в нынешнем году. Не далее как 23 августа губернатор Сергей Морозов побывал в Цильнинском районе. Обсуждалась ситуация на Ульяновском сахарном заводе в связи с предстоящими уборочными работами. И, что очень важно, было подписано Соглашение о передаче спорткомплекса посёлка Цильна на баланс региона. Для сельчан это стало знаковым событием.

Вслед за этим Сергей Морозов отправился в расположенное недалеко от районного центра село Степная Репьёвка. Здесь он принял участие в праздновании 71-й годовщины со дня окончания Курской битвы. И уже садился в машину, когда его взяла в плотное кольцо группа сельчан. Люди говорили о наболевшем. Село Степная Репьёвка достаточно большое, расположено совсем рядом с районным центром, до Ульяновска рукой подать. Но в селе нет не только Дома культуры, даже клуба, который мог бы стать для сельчан центром духовной жизни. Между тем обещания его построить были народу Рамазановым даны. И что? Привожу запись разговора: «Сергей Иванович (к Морозову – авт.), обращаем ваше внимание. Столько обещаний было дано людям и не выполнено. Где собраться людям? Где и чем заниматься молодёжи? Где культура? Это издевательство над народом. Мы за вас, Рамазанов, голосовали. Впереди будут другие выборы. Где будем голосовать, опять в школе?» Глава района попробовал выправить ситуацию: «На селе проголосует 90 процентов народа».

… Прошло совсем немного времени, и Цильнинский район вновь оказался в центре внимания. На предпоследнем аппаратном совещании обсуждались вопросы подготовки региона к отопительному сезону. С докладом выступил заместитель председателя правительства – министр строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александр Букин. «Обращаю особое внимание, – заявил он, – на Большенагаткинскую ЦРБ. Её коммунальные системы не промыты и не опрессованы. Это единственное в регионе муниципальное учреждение здравоохранения, где не произведены расчёты за потреблённые услуги, нет договорных отношений, здание больницы не готово к отопительному сезону».

Между тем ещё в июле текущего года прокуратура Цильнинского района выяснила, что ООО «Комфорт-Т», которое оказывает услуги по теплоснабжению, в том числе, и упомянутой больнице, имеет задолженность за энергоресурсы более чем на один миллион рублей. Такая ситуация, по мнению надзорного органа, «может привести к возникновению финансовых разногласий с энергоснабжающими организациями, вызвать ограничения в подаче ресурсов и, как следствие, срыв отопительного сезона 2014-2015 годов». Прокурор Цильнинского района потребовал от директора компании незамедлительно принять меры к устранению нарушений, не допуская аналогичного впредь, и привлечь к строгой ответственности виновных должностных лиц. Судя по результатам, меры приняты не были. А районные власти, как видим, палец о палец не ударили, чтобы вправить ситуацию. В свою очередь, главе администрации словно невдомёк, что речь идёт о муниципальном учреждении, где лечатся не чужие дяди и тёти, а жители Цильнинского района. Он, видимо, напрочь забыл, что вот уже сколько лет область вкладывает в ремонт и содержание ЦРБ немыслимые даже по нынешним меркам деньги.

Как поясняют в Минстрое, налицо старая «болезнь». Минздрав, руководители лечебных учреждений часто вынуждены на свой страх и риск начинать самостоятельно готовиться к зиме. Нанимают специалистов по котельным установкам, заключают с ними договоры подряда, те, в свою очередь, находят «субчиков», получают деньги и благополучно отбывают в неизвестном направлении. В результате ни денег, ни работы. Такое чаще всего происходит там, где районные чиновники проявляют полное равнодушие к проблемам медицинских учреждений на своей территории. Цильнинский район тому наглядный пример.

Министр здравоохранения и социальной политики Ульяновской области Павел Дегтярь заверил в ходе аппаратного совещания, что руководитель ЦРБ понесёт персональную ответственность. Будут наказаны и должностные лица, которые отвечают за подготовку больницы к отопительному сезону.

И только вопрос к Ханяфи Рамазанову, «А как же ваши заверения «приложить все силы для работы в команде?», скорее всего, останется без ответа. Ему пока особо беспокоиться не о чем: люди склонны верить в обещания. Вот только осознание ошибочности выбора к ним приходит очень поздно.

Виктор Никитин