Нефть была по восемь долларов за баррель, но поезда ходили Пришли очередные рапорты об очередных отменах пригородных поездов. На сей раз без средства транспортного сообщения остались, как «СК» уже писал, жители населенных пунктов направления «Инза – Сызрань». В августе закрылись маршруты «Барыш – Сызрань» и «Кузнецк – Сызрань». Еще раньше порубили то, что ближе к Ульяновску, бросив, в частности, в полях и лесах тысячи садоводов.

Практически невозможны стали и выезды грибников на их тихую охоту. Все сворачивается.

Мои родственники имели дачу у села Шумовка Ульяновского района, получив землю еще в 80-е годы. Ездили в основном поездом «Ульяновск – Цильна». Я, навещая их, добирался туда и обратно тем же поездом. Это были какие-то очень уютные поездки.

Составчик из трех-четырех вагонов отходил от станции «Ульяновск-3» (ближнее Засвияжье) и через час прибывал на примыкавшую к лесному массивчику дачную платформу. Спрыгиваешь вниз, поезд, скрипя и постукивая, уходит дальше, и ты оказываешься в тишине. Идешь по тропинке мимо леса, через луг, слушаешь передзенькивание птиц, сорока обгонит слева, со стороны леса, протрещит, что другие дачники давно уже работают, а тебе бы только спать – солнце-то вон уже где! Придешь на огород, сядешь на скамейку, прислонившись к нагретой солнцем стене сарайчика, подумаешь ни о чем, чай попьешь, поможешь, например, картошку родственникам выкопать, и глядишь, часы уж снова поезд показывают, тот же самый, только в обратную сторону. Придешь к платформе, ягоды шиповника в сторонке ищешь и слушаешь, стараясь не проворонить гудок тепловоза…

Составчик ходил и в 90-е годы, которые сегодня принято называть лихими, и в начале 2000-х, когда главой российского правительства был Михаил Касьянов, а нефть на мировых рынках стоила восемь-девять долларов за баррель. То есть бюджет был пустой, и страна стояла на коленях. Но пригородные поезда ходили, проезд стоил копейки, и никаких угроз отменить эти маршруты не было. И вот лет десять уже за небольшим перерывом нефть редко опускается в цене ниже 100 долларов за баррель.

Деньги от ее продажи текут рекой, а Россия, как официально признано, с колен встала. Однако железнодорожное сообщение на местах не нынче-завтра будет, похоже, уничтожено уже полностью.

Проблемы с нашими поездками в Шумовку начались году в 2005-м. То поезд совсем не придет, то придет, но с двумя вагонами, а народу соберется на четыре, и он сидит и стоит друг у друга на головах. По времени это совпало с приходом к руководству Российскими железными дорогами (РЖД) Владимира Якунина, который к железным дорогам никакого отношения не имел. Закончил Ленинградский механический институт по специальности «Производство летательных аппаратов».

И всю жизнь «летал». Работал в институте прикладной химии, в Комитете по внешнеэкономическим связям при Совмине СССР, в иностранном отделе физико-технического института имени Иоффе, в представительстве СССР при ООН, в ряде коммерческих структур, включая олигархический банк «Россия», пока счастливая дружба не привела его в РЖД. Тут Якунин разбогател, обзавелся, как пишет Алексей Навальный, роскошным поместьем под Санкт-Петербургом и много чем еще.

Ну, а мы бросили участок под Шумовкой и до сих пор о нем скучаем. Там, в пойме реки Бирюч, добротнейший чернозем.

Что ни посеешь, урожай – девать было некуда.

Артур Таниев