Александр Лабыкин
В условиях падения доходов региональных бюджетов и экономического спада основной рецепт, прописанный местным властям – повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие малого и среднего бизнеса. Хотя против этого никто не возражает, далеко не всем регионам удается эти задачи решать успешно. Из 21 региона-участника пилотного Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов (НРИПР) лишь несколько стали лидерами, благодаря активному содействию в создании новых предприятий и поддержке действующих. Первые итоги НРИПР были представлены на Сочинском инвестиционном форуме.
Ульяновская область привлекает западный бизнес
По показателю «региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами» успешными признаны Ульяновская, Калужская, Костромская области и Алтайский край. В сущности ничего особенного в этих регионах для привлечения инвесторов не делали, попросту желали их найти. Основной метод: создание местной корпорации развития и сопровождение инвестпроектов на всех этапах: от подачи заявки до начала деятельности предприятия.
При заходе в регион предприниматель сталкивается с проблемой выбора производственной площадки. Как правило, он обращается в администрацию области, где в большинстве случаев тоже не знают о таких площадках. Чтобы их найти, надо звонить, ездить, смотреть – одним словом искать. Этим в том числе и занимаются те, кто хочет пополнить бюджет региона налогами.
Например, в Ульяновской области для этих целей создана корпорация развития. Здесь еще в 2005 году ввели статус приоритетного инвестиционного проекта, для которого полагаются льготы по налогу на прибыль, на имущество организаций, транспортному налогов. Сотрудники корпорации развития встречают инвестора и буквально водят его по кабинетам других чиновников. В каждом муниципальном районе выбраны территориальные точки развития, для которых подробно описаны инфраструктурные и социальные объекты. Сотрудники корпорации обходят площадки, звонят на предприятия в поисках пустующих цехов и территорий. Недавно создали инвестиционный офис в Германии, чтобы завлекать иностранных предпринимателей в Ульяновскую область.
В результате ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» в 2013 году привлекла в регион французскую компанию «Легран», которая вкладывает здесь в производство низковольтного коммутационного оборудования около 400 млн рублей. «Бриджстоун Корпорейшн» (Япония) создает производство автомобильных шин с планируемым объемом инвестиций в 12,5 млрд рублей. Мексиканская «Немак Юроп ГмбХ» будет производить в Ульяновской области комплектующие для автомобилей (инвестиции 2,2 млрд рублей). А германская «Хермле АГ» создает станкостроительный комплекс в объемом вложений 150 млн рублей. Добавьте к этому еще с десяток российских компаний, решивших открыть производства в Ульяновской области – это и будет история успеха корпорации развития.
«Мы поначалу сами пытались искать производственную площадку, но у нас не получилось. Обращение в корпорацию развития оставили на самый крайний случай, думая, что это формальная структура, – сообщил «Эксперт Online» Алексей Загуменников, генеральный директор ООО «Живая Вода Поволжье» (входит в ЗАО «Концерн Живая Вода). – Но мы удивились, когда они нам за неделю подобрали площадку. К тому же помогли сократить сроки получения технических условий на присоединение к энергосетям. Почти всю работу с энергетиками корпорация взяла на себя. У нас предприятия есть в Москве и Новосибирске, но нигде мы такой поддержки не получали».
«Живая Вода» создает производство инжекционно-выдувных бутылей объемом на базе местного завода «Стройпластмасс-СП». Планируемый объем инвестиций с учетом стоимости оборудования — более 100 млн рублей. Всего в 2013 году ульяновской корпорацией развития привлечены 15 новых крупных проектов с общим объемом инвестиций 17,5 млрд рублей, в результате которых ожидается создание порядка 3 тыс. рабочих мест. Для содействия реализации инвестиционных проектов сейчас в Ульяновске дополнительно создается проектная группа специалистов. Она будет решать все вопросы предпроектной подготовки, проблемы, возникающие на стадии строительства и ввода предприятия в эксплуатацию.
В Калужской области сделали ставку на кластеры
Калужская область в конце 90-х годов была почти полностью дотационным регионом с массой предприятий, работающих на пришедший тогда в упадок оборонный комплекс. Не имея экспортоориетированных полезных ископаемых, область сделала ставку на привлечение инвестиций. Здесь создали сначала государственное «Агентство регионального развития Калужской области», а в 2007 и ОАО «Корпорация развития Калужской области». Они работают по тому же принципу, что и ульяновская корпорация – сопровождают инвестпроекты на стадии реализации и после запуска производства. К каждому инвестиционному проекту прикрепляется куратор, который доступен инвестору 24 часа в сутки. Корпорация координирует органы власти и другие организации, вовлеченные в процесс прохождения различных процедур, как то получение разрешения на строительство, привлечение иностранной рабочей силы.
Сегодня выделено несколько приоритетных направлений для развития Калужской области. С целью диверсификации рисков для новых инвестиционных проектов готовятся специальные площадки: автомобильный кластер, фармацевтический кластер, сельскохозяйственный кластер.
В Калужской области внедрена единая база инвесторов и инвестиционных проектов для координации действий всех организаций ответственных за сопровождение инвестиционных проектов, развития инвестиционного климата в области.
«Как застройщик могу подтвердить, что получить разрешение на строительство в Калужской области стало проще, – пояснил «Эксперт Online» Владимир Кошелев, генеральный директор «Корпорация Кошелев». – Ранее, когда приходишь в регионе к чиновнику, в глазах была пустота в ответ на предложение построить дом. Сейчас же региональные власти активно содействуют строительству. И это важнее, чем формальное снижение сроков и числа согласовательных документов. Мы смогли увеличить и темпы строительства благодаря тому, что региональные власти выставляют на аукцион площадки с уже готовой инфраструктурой, а ресурсоснабжающие организации заставляют не тянуть с подключением к сетям».
В итоге с 2006 по 2013 годы от резидентов индустриальных парков в бюджеты всех уровней Калужской области поступило более 50 млрд рублей налоговых отчислений при затратах на развитие инфраструктуры по итогам на 2014 год в 11,9 млрд рублей. В прошлом году здесь заключили 24 соглашения с инвесторами, которые уже вложили в экономику региона более 54 млрд рублей, ожидается еще 39 млрд.
Инвестклимат зависит от гарантий
Ключевая проблема бизнеса – доступность кредитов. Малому бизнесу трудно получить заем в банке ввиду недостаточности или отсутствия залоговой базы. Для помощи им во многих регионах несколько лет назад были созданы гарантийные фонды. Они предоставляют гарантии при получении предприятиями в банках кредитов (около 50% от суммы займа). В случае непогашения кредита банк может рассчитывать на компенсацию из фонда. Но все они отличаются разной степенью активности. Если одни сидят и ждут, то другие вникают в каждый предпринимательский проект, выявляют его сильные и слабые стороны, чтобы было легче убедить банк выдать кредит и даже снизить кредитную ставку.
По показателю «государственные гарантии и государственные гарантийные фонды» лидерами НРИПР стали Калужская, Челябинская области, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Краснодарский и Приморский края.
Эффективным считается фонд, команда которого стремится снизить свои комиссионные (гарантия стоит денег), обеспечить возвратность кредита, договариться с банками о снижении процентной ставки и прочее.
Гарантийный фонд Республики Татарстан взаимодействует с 25 банками. Регулярные встречи с руководителями банков-партнеров для обмена информацией, постановки задач, решения операционных проблем – это и есть повседневная работа фонда. Гарантийные фонды формируются из федерального и регионального бюджетов, поэтому любой невозврат кредита и необходимость его компенсировать – это чрезвычайное происшествие.
«Мы первыми в стране ввели систему диверсифицированных вознаграждений предпринимателям для стимуляции снижения риска, – пояснил «Эксперт Online» Сергей Болотаев, директор НО «Гарантийный фонд Республики Татарстан. – То есть мы снижаем размер комиссионных в два раза в случае, если риски по проекту минимизируются. Федеральное агентство кредитных гарантий еще только разрабатывает такую систему, у нас она давно внедрена. Мы так же организовали возможность наших клиентов участвовать в конкурсах на получение госзаказа. Это высокая гарантия возвратности, к тому же стимулирует предприятия брать кредиты, увеличивать свои обороты. В целом мы планируем выйти на уровень кредитов в 1,45 млрд рублей».
Гарантийный фонд Татарстана в прошлом году выдал 76 поручительств на общую сумму кредитов в 540 млн рублей при полном отсутствие просроченной задолженности.
Гарантийный фонд Приморского края организован как бизнес-проект, поэтому его целевые показатели растут. Они предполагают рост суммарного объема выданных поручительств выше, чем это установлено на федеральном уровне. Фонд борется за узнаваемость среди представителей бизнеса и конечно за их интересы с банками.
«Мы изначально стали смотреть на фонд как на коммерческий проект, а не госструктура, – пояснил «Эксперт Online» Николай Дубинин, директор департамента экономики и стратегического развития Приморского края. – Запустили рекламу, чтобы привлечь как можно больше предпринимателей. Но главное – это работа с банками. Если их руководители еще заинтересованы в работе с нами, то менеджерам среднего звена все безразлично. Поэтому мы проводим с их сотрудниками семинары, убеждаем смягчать условия предпринимателям».
Следующий этап развития гарантийного фонда Приморья – предоставление поручительств под банковские таможенные гарантии, выдача поручительств для участия в тендерах.
Кредитовать, чтобы развивать
Все же кредиты коммерческих банков дороги для малого бизнеса (ставки 12-15% годовых и выше). Чтобы начать дело и развивать его, предприниматели могут пользоваться кредитами региональных фондов развития малого и среднего бизнеса. Лидерами показателя «финансовая поддержка малого предпринимательства» НРИПР стали Ставропольский край, Республика Саха (Якутия), Ульяновская, Томская, Челябинская области, Приморский край.
При составлении рейтинга оценивалось использование разных институтов поддержки бизнеса. В лидеры выбились те, кто не только выдает кредиты из собственных средств (формируются из федерального и регионального бюджетов), но и вовлекает в кредитование банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы. Баллы добавлялись за наличие широкой филиальной сети, работы в муниципалитетах, формирование широкой линейки финансовых услуг, минимальные сроки рассмотрения заявки.
В этой части примечателен опыт Фонда развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), который был создан в 2005 году. Он кредитует бизнес исходя из региональных приоритетов и по сути стимулирует открытие новых предприятий в кластерах, сосредоточенных в основном в зонах наличия природных ресурсов (алмазы, золото, нефть, газ).
Например, для производственных предприятий ставка составит всего 6 %, предприятий сферы услуг — 7 %. Под микрофинансирование привлекаются также средства институтов развития и их дочерних структур («МСП Банк»). Кредиты, выданные за счет привлечения таких средств, выдаются под 15 % годовых на срок до трех лет.
Якутский фонд в отличие от многих других не просто кредитует бизнес, но и стимулирует муниципалитеты к развитию предпринимательства. Ежегодно разрабатывают совместные планы по развитию малого предпринимательства в муниципалитете с постановкой конкретных целей (например, количество созданных рабочих мест). Фонд проводит ежегодный анализ выполнения планов — обычно они выполняются на 30–70 %. В случае невыполнения планов на следующий год урезается объем финансовой поддержки муниципалитету со стороны региона. В 2013 году фонд заключил 57 договоров поручительств на общую сумму 348 млн рублей и выдал 523 млн рублей кредитов.
Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов составлен для того, чтобы систематизировать лучшие практики и тиражировать их в отстающих регионах.
«Изначально мы проводили интервью предпринимателей регионах-лидерах стараясь понять, в чем именно заключается успешный опыт. Старались найти так называемые типовые решения, – говорит руководитель одной из экспертных групп НРИПР Александр Хуруджи. – Также важно было понять насколько лучшая практика масштабируется, насколько она применима в других регионах. Только после того, как мы находили ответ на вышеобозначенные вопросы по отношению к каждой лучшей практике, она включалась в сборник лучших практик».
Как пояснили в АСИ, в ближайшее время экспертные группы будут проводить семинары с региональными министрами. Предприниматели будут по сути обучать чиновников, как правильно работать на развитие бизнеса в регионе. Опираться они при этом будут как раз на лучшие практики НРИПР.
Вот
Если сторонний бизнес будет видеть правильное отношение к местному бизнес сообществу, то он и пойдёт в область.
А сейчас существует ужасная избирательность (в переводе “коррупция”)в лояльном отношении власти к местному бизнесу.
И ещё.
Даже чиновники других областей называют местных чиновников – рекордсмены откатов!!!! Особенно приближённых к губернатору.
Тут семинары не помогут.
Есть угроза ухода из области существующих бизнес проектов, а не то, чтоб открытие новых. У нас задержатся только проекты с федеральной крышей.
Аноним
http://misanec.ru/(онлайн)
Подтверждение!!!
Инвестор
К сожалению это правда. За статус приоритетного проекта и вхождение в экономическую зону просят большие откаты или долю. Потом крышуют, лонгируя налоговые каникулы. При этом область несет убытки, а чиновники получают доход. А народу лапшу вешают и рейтингами машут.